Паллас и Кларк уверяют, что Кыр-кор (древнее название Чуфут-кале) был во владении генуэзцев, когда Ненекеджан искала там убежища. Этот факт не доказан. Самый древний автор, упоминающий Кыркор (Керкри) — это Абульфеда (1341); он пишет, что город был населен аса-ми-аланами. Согласно другому известию, в 1396 г. хан Киркельский (Кыр-корский) сражается на берегах Дона против Витовта, великого князя литовского. В начале XV в. Кыркор становится столицей крымских ханов; видимо, он уже был ею, когда воздвигали в 1437 г. гробницу Ненекеджан. Посол Венецианской республики Амброджо Контарини, направлявшийся к Узун-хану, повелителю Персии, сообщает, что во время его пребывания в Кафе в 1474 г., крымский хан еще имел резиденцию в крепости Кыркор. После разгрома генуэзцев в 1475 г. Менгли-Гирей хан еще находился в Кыркоре. Именно он вскоре спустился в долину Бахчисарая, чтобы основать ханский дворец; по его приказу была сооружена там железная дверь, надписи на которой я привел выше. Итак, неизвестно, в какой момент генуэзцы могли бы быть хозяевами Кыркора; окажись он в их владении, они потеряли бы его лишь после взятия Кафы, в 1475 г., а это противоречит фактам. Кыркор был не более генуэзским, чем Мангуп и Эски-Крым. Название Чуфут-кале (Иудейская крепость) входит в употребление лишь в конце XVII в., когда иудейское население полностью сменило татар, переселившихся в Бахчисарай. Однако под этим именем город известен только иностранцам, тогда как сами иудеи в их повседневном обиходе пользуются его древним названием Кыркор. Кыркор некогда занимал гораздо большую площадь, чем сегодня: в этом нетрудно убедиться, осматривая часть скалы, не занятую иудейским поселением. Она покрыта фундаментами зданий из камня, вероятно, принадлежавших гораздо более отдаленной эпохе, нежели время татарских ханов и их подданных*. (*Согласно де La Мотрэ (de La Motraye), в этой части скалы имелся колодец или естественная цистерна, выложенная из превосходных камней и наполненная водой, которая никогда не иссякала. Сегодня неизвестно, где находится этот колодец, несомненно, заделанный турками. Он показался ему весьма древним. Здесь держали на пастбище молодых коней, предназначенных для больших ханских празднеств, а также оленей для охоты; всего этого больше не существует. -Voyages ел Europe, en Asie etc, (Путешествие в Европу и Азию), т. II, с. 47.) Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*