В начале XIV в. в городе возводится большая соборная мечеть с резным порталом и надписью, в которой увековечены имена хана Узбека, архитектора (или заказчика) Абдул Азиза ибн Ибрагим Аль-Ирбели и на которой имеется дата — 1314 г. Сохранились портал и михраб — архитектурно оформленная молитвенная ниша мечети, украшающие ныне более позднее строение (не ранее второй половины XV в.). В настоящее время эта новая мечеть составляет архитектурный ансамбль с ранее построенной мусульманской школой-медресе. Медресе лишилось своего великолепного резного портала (оставшегося только на акварелях художника М. Иванова), но сохранились стены построек, некогда окружавших квадратный двор с мощением и фонтаном, сводчатыми нишами, мавзолеем, галереями, базами колонн. Медресе основала жена правителя Солхата Инджи-бек-хатун в 1332 - 1333 гг. (ее мраморное надгробие с высеченной на нем датой — 1371 г. — обнаружено при исследовании этого комплекса). В начале XV в. медресе перестает существовать. Рядом с новой мечетью исследованы остатки мавзолея, построенного еще в середине XIV в. На строительном камне, найденном при археологических раскопках мавзолея, начертано имя строителя (архитектора) Махмуда ибн Османа аль-Ирбили. Парадный зал и купол мавзолея некогда украшали многоцветные и бирюзовые изразцы. Здесь же находился некрополь, на надгробных камнях были искусно высечены надписи и резные орнаменты. В 80-х гг. XIV в. в центре города строится большая мечеть, а при хане Тимур-Кутлуге (1394 - 1400) возводится дервишская обитель, впоследствии перестроенная в мечеть. Величественные руины зданий сохранились до наших времен. Архитектурные памятники золотоордынского Солхата-Крыма исследовались в 20-х гг. XX в. экспедицией под руководством члена президиума Научной Ассоциации востоковедения СССР Н. И. Бороздина, с 1978 г. —Старокрымской экспедицией Гос. Эрмитажа, возглавляемой М. Г. Крамаров-ским. Многолетние раскопки на городище Солхата и в его окрестностях восстанавливают утраченный архитектурный ансамбль городских строений, дают богатейший материал для реконструкции историко-культурных процессов в регионе, находившемся во взаимосвязи с этим важным средневековым центром. Работы Крамаровского, посвященные исследованию Солхата-Крыма, поставили изучение вопросов истории и археологии Крыма в золотоордынский период на качественно новую ступень. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. / гл.ред. Б.Д.Дейч.