В 1834 г., во время моего двухнедельного пребывания в Керчи, благодаря энергии и удачливости г-на Карейши, моего хозяина и друга, музей, наконец, обогатился рядом ваз, давших возможность изучать этрусское искусство Пантикапея. Более дюжины представляли большой интерес для науки; благодаря их изучению я смог доказать, что они были изготовлены в Пантикапее, и понять идеи, которыми руководствовались при их создании, зачастую таинственном. Обратимся вначале к духу античности. Стабильность всегда была уделом Востока во всем, что касается нравов и обычаев. Она накладывала свой отпечаток на все формы предметов внешней жизни, вплоть до ваз, с которыми по преимуществу она была связана. Каждая форма и каждая ваза имела свое особое неизменное предназначение. Покуда нравы не меняются, неизменными остаются и формы. Пройдите через весь татарский Крым и спросите в любой деревне о предназначении сосудов, которыми пользуются эти пришельцы с Востока; вы обнаружите, что повсюду одна и та же модель служит определенной цели. Я собрал на VIII листе археологической серии некоторые из этих форм, наиболее обычных — таких, как кувшин для воды, кувшин для питья, чаши для бекмеса или виноградного варенья, вареной баранины, кислого молока; ни одна из них не похожа на другую, притом что все они не лишены изящества. Такая же стабильность и единообразие сосудов роднили греков с Востоком. Это мы наблюдаем от одного конца греческой цивилизации до другого; вследствие этого в Италии создавали этрусские вазы по тому же образцу, что и вазы островной Греции и Пантикапея. Это верно даже для ваз из грубой глины. Что касается этрусских ваз Пантикапея, то их можно разделить на две категории: вазы профанные, для обычного употребления, для приношений в дар или для украшения — такие как кадос, кратер, кувшин, кубок, флакон, или слезница; и вазы сакральные, или погребальные в собственном смысле слова. Листы археологической серии, от VII по XV, посвящены их изображению в целом и в подробностях. На листах VII и IX даны древние формы и пропорции; на листе VIII — формы современных татарских сосудов; на других приведены сцены, изображенные на различных античных вазах. Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*