От Успенского монастыря, прямо на юго-восток, извивающаяся по низу скалы дорога, довольно трудная для пешеходов, приводит к другой утесистой скале, на которой расположен Чуфут-Кале — единственное обиталище караимов во время владычества татар над Крымом. Небольшая весьма неровная дорога после многих крутых поворотов приводит к нижним воротам Чуфут-Кале. Немного повыше ворот (и теперь с точностью запираемых по заходе солнца) начинаются маленькие и тесные жилища караимов. Каменные дома, слепясь между собой, представляют какую-то странную массу, пересекаемую узкими и до бесконечности неправильными улицами. Синагога здешних караимов беднее евпаторийской; в ней показывают достопримечательную Библию на пергаменте, писанную еврейскими буквами на татарском языке. Когда владычество мусульман тяготело над племенем Израиля, поколение караимов, размножавшееся время от времени, должно было изобретать способы распространять свое помещение, и необходимость указала им возможность пользоваться каменной скалой, на коей они жили. Караимы изсекли целые сотни подземных жилищ, где помещались по нужде. Теперь при данной им свободе поселяться везде подземные жилища обращены в погреба, в случае надобности соединяющиеся один с другим. До прихода сюда караимов (когда это случилось, неизвестно) здесь была генуэзская крепость Киркел, остатки которой в восточной части и поныне уцелели — это проезжие ворота с частью стены и внутри города участок стены же с пристроенными к ней домами88. После странной постройки домов преимущественное внимание путешественника заслуживает полуразрушенное здание, находящееся внутри одного караимского дома - это, по древнему преданию, гробница дочери Тохтамыш-Хана, куда она, убежав с татарским мурзой, отдалась под покровительство генуэзцев. Здание уже до половины разрушено, однако каменная гробница с арабскими (?) надписями еще цела; тут же виден и погреб, где, вероятно, было погребено тело. Двери, ведущие в это здание, также усеяны надписями. Постройка памятника сходна с памятником, что на гробе Менгли-Гирея. Многие дома по тесноте места построены над пропастью, над коей держатся тремя или четырьмя тонкими подпорками. Из окон такого домика мы видели у подошвы скалы место, где был увеселительный загородный дом (Ошлама) последнего крымского хана Сагин-Гирея. На восточной отлогости Чуфут-Кале, среди тенистой рощи, живописно раскидывается кладбище караимов, называемое Иосафатовой долиной. [642] В теперешнее время Чуфут-Кале не имеет той важности, какой он пользовался прежде, когда все караимы были здесь сосредоточены. Переселение жителей его в Одессу, Евпаторию, Бахчисарай уменьшило народонаселение до 800 душ обоего пола. В тамошнем караимском училище обучает ученый раввин кроме Закона Божия еще и татарскому языку, который так укоренился между всеми караимами, что они говорят и пишут на этом языке, употребляя только еврейские буквы. Собственно еврейский язык составляет язык богослужебный и книжный, но не общеупотребительный. Лит.: Н. Н. Мурзакевич. // Поездка в Крым в 1836 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*