По осмотре музея мы из любопытства пустились на так называемую Митридатову гору. Здесь есть предание, что на этой горе часто сиживал страшный и непримиримый враг державного Рима — пон-тийский царь Митридат VI142. Опрометчивые антикварии придумали и кресла Митридатовы, высеченные в скале. Кресла эти не что иное, как неровные и высунувшиеся из земли известковые глыбы, столько же похожие на кресла, сколько и на все то, что будет угодно кому-либо придумать. В отдаленные времена здесь был пантикапейский акрополис. Время и люди, окружавшие стены акрополиса, изгладили их так, что и следов их трудно доискаться. Думаем, что во внутренности этой горы должны находиться подземные покои с гробницами. Вершина древнего акрополиса ныне увенчана красивой часовней, сооруженной над гробом почтеннейшего археолога и градоначальника Керчи И.А. Стемпковского. С горы мы сошли на площадь, у которой стоит греческая церковь во имя Св. Иоанна Предтечи. Как наружность этой церкви, так равно и внутренность, соответствуют отдаленной ее старине. Узкие и почти щелеподобные окна, приземистая дверь, алтарь с тремя полукружиями, свод, поддерживаемый четырьмя мраморными колоннами, вполне обрисовывают византийский храм X века. Во внутренности еще многое сохранило отпечаток старины. Святая трапеза (престол) имеет первобытную свою форму: она на четырех круглых каменных столпах, с такой же на них большой доской; с правой стороны поставлен такой же жертвенник. Местные иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя показались нам весьма древними. Не прототипы ли это византийской (у русских -корсуньской) школы, взятой русскими за образец? Из четырех колонн, подпирающих восьмиколонный купол, достойна особенного замечания вторая, что с правой руки. На ней (как нас уверил настоятель церкви) изсечена греческая надпись, свидетельствующая о погребении какого-то христианина в 6265 году от Сотворения мира, что значит в 1079 году по Р.Х. Мы сами не могли видеть этой надписи, потому что она заделана крилосом, и по необходимости полагаемся на уверение почтенного протоиерея. Здесь также замечательны: харатейное Евангелие IX века (напомнившее нам о почерке харатейного же свитка Литургии Св. Василия, хранящегося в Московской патриаршей библиотеке) и Апостольские Деяния с Посланиями века XII. Обе книги in-folio. Желательно, чтобы наши библиографы и филологи обратили на эти книги должное внимание. Лит.: Н. Н. Мурзакевич. // Поездка в Крым в 1836 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*