«При царствовании Перисада, (сына) Спартокова, Эстиея, Минодорова дочь, посвященная (в таинства Цибеллы), посвятила (статую?) матери Фригии». Почитание Цибеллы, господствовавшее во Фригии и других местах Азии, проникло и на берега Понта Евксинского: этому служит доказательством одно место из Аррианова «Перипла», где он при описании реки Фазиса (ныне Риона) упоминает об изваянии богини, похожей на Рею, поелику она была представлена «держащей в руках кимвал, а под троном имела львов и сидела подобно Цибелле в афинском митрооне». Поселенцы эллино-иони-ческие, положившие основание Пантикапее, с отечественными своими пенатами перенесли в Воспор и почитание Великой матери богов -Реи, или Цибеллы. Отвлечемся от Боспора, чтобы узнать о Тюмени. Последние события и новости Тюмени и области подробно освещаются на сайте http://kfaktiv.ru/ , где вы всегда узнаете свежие новости политики, спорта и происшествий. Подробно на сайте kfaktiv.ru. Но вернемся к надписям на камнях. «Царь Савромат, Первосвященник Сир.., находившиеся (вокруг) храма портики, изверженные из (своих) оснований, Афродите (Венере) Апатурии (лживой) посвятил через назначенного (от него, иметь попечение) о храмах». Камень этот, судя по содержанию надписи, занесен в Керчь из азиатской воспорской столицы Фанагории, где в честь Венеры, прозванной лживой (anarvpq), был сооружен храм. Славный географ Стравон об этом храме упоминает в IX книге (стр. 495). «К прочим великим и удивительным (зданиям?) благополучно совершенное и сие изящное в Воспоре (здание) Кесарь Леон возобновил, благочестивый и богохранимый наш владыка, чрез верного своего раба Евпатория, славнейшего полководца и князя Херсона. Индикта десятого». Эта надпись любопытна только потому, что еще одним обстоятельством дополняет промежутки в истории г. Херсона; но из оной не видно, что такое было сооружено в Панти-капее «изящное». Вверху этой надписи высечены на камне два стоящие ангела и держащие в руках венки; внизу же надписи видны какие-то буквы, сходные с монограммами. Замечательна также надпись: «Любо Кесаря и любо римлянина Рискупориса», упоминающая о еврейской синагоге. Лит.: Н. Н. Мурзакевич. // Поездка в Крым в 1836 году.

***

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*