Ни одни развалины в Крыму не изобилуют столькими гербами и надписями, как солдайские; хотя многие доски вынуты итальянцами в давние времена для доставления их известному ученому аббату Одерико (автору Lettere Ligustiche), однако еще немало их уцелело. Прочих надписей мы не могли списать как по значительному повреждению иных, так по недоступной для зрения высоте других: все они сделаны по углам высоких башен. Избытком надписей в Солдайе история обязана прежним комендантам (кастеланам); каждый из них, построив или возобновив часть стены или соорудив новую башню, непременно хотел в надписи передать свое имя дальнейшему потомству, в чем, однако, успели немногие. По некоторым надписям видно, что они изглажены давно, может быть, их же преемниками. Между разными гербами: пап, кастеланов и др., герб города Генуи постоянно занимает почетное место, как метрополии этого поселения. Солдайя в XIII веке находилась под властью татар: в то время в ней торговали турецкие и русские купцы; главными предметами их промышлености были: горностаевые и другие драгоценные меха, хлопчатая бумага, сукна и пряные коренья. Генуэзцы, овладев Солдайей, построили в ней крепость в три отделения: одну на вершине горы, другую посредине, а третью на скате (Broniovius, Tartariae descriptio). Об этих отделениях мы выше упоминали. При владении генуэзцев Солдайя была первостепенной крепостью; в ней даже содержались родственники второго крымского хана Менгли-Гирея. Нижняя часть крепости, как более доступная с сухого пути, была обведена сухим рвом, а со стороны моря (справа) прикрыта отдельной стеной с одной башней. Тут находится другая небольшая капелла, в которой также господствует запустение. Лики Святых, начертанные на стенах, искажены изуверными татарами, и к стыду христиан изображения Святых испещрены фамилиями путешественников. В стенах и башнях, особенно по углам, часто попадаются названия Святого Креста: для чего они вделаны в них, неизвестно. В немецком селении, расположенном прямо против ворот Солдайи, замечателен старинный фонтан, возобновленный в 1779 году. В нем особенно любопытно вставленное изваяние, представляющее Св. Георгия Победоносца, поражающего копьем поверженного у ног его змия. Судя по работе и по содержанию, это изделие генуэзское. Мы с сожалением оставили стены Солдайи — этот богатый родник сведений для истории средних времен Крыма. Лит.: Н. Н. Мурзакевич. // Поездка в Крым в 1836 году.

***

Russian website translation.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*