Если часть еще не сложившихся в народности тюркских и тюркизированных кочевых племен и родов западных областей золотоордынского улуса составила этническую основу населения на раннем этапе истории Крымского ханства, то в государстве Гераев термин «татарин», лишившийся задолго до того этнической сущности, становится синонимом конфессиональной принадлежности к приоритетной религии, а с тем и подданству — согласно мусульманским законам. К тому же традиционная социальная организация конфессиональных союзов немусульманского населения или мусульманских «джемаатов», сельских общин, скрепленных общинной собственностью, тормозили процессы сложения народностей. Принятое для династического государства Гераев утверждение турецким султаном каждого нового хана решительно отличалось от прежней нормы избрания хана беями родовых объединений. Причем власть султана над ханом не была формальной, например, но усмотрению султана хан мог направляться на войну, отстраняться от власти. Так же и участие возглавлявших родовые объединения мурз в государственном управлении Крымского ханства ограничивало власть хана, что, несомненно, отличало его от ханов Золотой Орды или реально распоряжавшихся полной властью олубеев при марионеточных ханах. Следовательно, преемственность Крымского ханства от золо-тоордынского улуса в полной мере не выражалось ни во внутреннем социальном устройстве, ни в иных отношениях. Даже легитимизация власти хана исключительно по принадлежности его к ветви монгольской чингизидской династии теряет юридическую силу в новом Крымском ханстве, заменяясь династической принадлежностью к Гераям, а действие определявших привилегии и наследственные владения грамот (ярлыков), выдававшихся зо-лотоордынскими ханами и подтверждаемых затем ханами крымскими, отражает мусульманский закон адета (обычая). Другое дело, что сами крымские ханы, подобно казанским, астраханским, сибирским, считали себя правопреемниками Золотой Орды. Традиционные канцелярские формы, употреблявшиеся в обращениях к подданным н грамотах (ярлыках), во многом подражали документации золото-ордынских ханов. Если же консервативный патриархальный быт сохранялся у кочевников (каковыми являлись группы населения степной части ханства), то оседлое население Крыма, включая татар и татов, не избежало влияния османской культуры. Вместе с тем в Крыму, как и в самой Османской империи, мусульманство являлось тем нивелирующим фактором, который оказался способным объединить разноэтничные по происхождению группы в формирующуюся народность. Таким образом, в истории Крымского ханства до присоединения его к владениям Российской империи отчетливо выделяются два периода: образование Крымского ханства; Крымское ханство, или династическое государство Гераев. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. / гл.ред. Б.Д.Дейч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*