В идеологической сфере сохраняет и даже упрочивает свои позиции христианство: в этот период расширяется большая базлика в центре Мангупского плато. Все эти данные могут быть истолкованы в пользу версии о кратковременном присутствии хазарского военного контингента в Доросе. За это время было проведено восстановление оборонительной системы, пострадавшей в связи с подавлением восстания местного христианского населения. В дальнейшем хазарское присутствие здесь ограничилось установлением системы административного контроля, который постепенно ослабевал, уступая место вновь усиливающемуся византийскому влиянию. Перемены в хозяйственной жизни поселения, скорее всего, связаны не с миграционными процессами, а с изменением экономической ситуации в Северном Причерноморье периода существования Хазарского каганата. В пространной редакции письма хазарского царя Иосифа (ок. 960 г.) в списке местностей в юго-западной части полуострова впервые фигурирует топоним «Мангуп», сменяющий «Дорос». Не все исследователи признают этот документ подлинным, однако, даже доверяя ему, следует признать, что власть правителя хазар в данное время уже не могла распространяться на Таврику. Скорее всего, письмо, если и отражает реальное положение, то существовавшее, по крайней мере, несколькими Десятилетиями ранее. Это наглядно иллюстрирует обширный поетико географический трактат «Об управлении империей», отразивший этнополитическую ситуацию в Северном Причерноморье на средину X в. Автором его считается Константин Багрянородный, византийский император, составивший эту своеобразную инструкцию своему сыну - наследнику. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. Средневековая эпоха. / Ред. Э.Б. Петрова, Б.Д. Дейч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*