Иконоборческое движение вначале имело под собой только догматические основы, до VIII в. не затрагивавшие политической жизни государства. Однако в правление Льва III (717 - 741), основателя исаврийской династии, в этом отношении произошел резкий поворот. В 726 г. император выступил с осуждением культа икон, а в 730 г. был обнародован соответствующий запретительный эдикт. Особенно усердствовал в гонениях на почитателей икон преемник Льва его сын Константин V (741 - 775) Запреты касались культа икон изображавших Спасителя, снятых, а также их мощей. Следует отметить, что этот культ получил ранней Византии огромное распространение. Фактически не конкретным церковным иерархам или храмам и монастырям делались пожертвования верующими, а иконам, за которыми стояли святые заступники и покровители Это было своеобразное наследие религиозной жизни поздней Римской империи, в которой культ домашних богов, семейных и корпоративных покровителей по лучил исключительно широкое распространение. Идейным обоснованием борьбы с иконами стало рассуждение о том, что икона изображает Христа только в его человеческой сути или же в слиянии божественного и человеческого начал. Однако с позиций официальной догматики, выработано на первом Вселенском соборе в Никее в 325 г., и то и другое являлось ересью (несторианской, или же монофизитской). Иконоборцы допускали лишь один вид поклонения — причастие, символизировавшее приобщение к плоти и крови Христа. Конечно, в основе иконоборчества были более приземленные причины, хотя единой точки зрения на них в византиноведении до сих пор не сложилось. Представляется заслуживающим внимания объяснение этому движению как направленному на пополнение государственной казны, истощенной войнами, продолжавшимися не одно десятилетие. Церкви и монастыри, накопившие огромные материальные богатства за счет пожертвований иконам и мощам, рассматривались как источник средств для содержания армии и флота. В критической обстановке, сложившейся на границах из-за натиска арабов на юге и славян на севере, даже посягательство на церковное имущество не казалось власти кощунственным, ведь стоял вопрос о жизни или смерти государства. Кроме того, иконоборчество было направлено на укрепление личной власти императоров — не только светской, но и духовной, считавшейся исключительной прерогативой церкви. Надо отметить, что в конечном итоге императоры исаврийской династии достигли немалых успехов. Они перестроили армию, сумели привлечь к военной службе свободное крестьянство пограничных областей и провинциальную знать. Впечатляло отражение натиска арабов. Однако к середине IX в., когда иконопочитание было восстановлено, об этих достижениях постарались забыть и вообще стереть всякую память о венценосных нечестивцах. Церковная традиция рисует Исавров отъявленными негодяями и закоренелыми грешниками. Было уничтожено подавляющее число документов и сочинений иконоборцев. Вот почему данный период оказался слабо освещенным источниками как для Византии в целом, так и для Крыма в частности. Поэтому каждое свидетельство о событиях этого времени имеет ценность. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. Средневековая эпоха. / Ред. Э.Б. Петрова, Б.Д. Дейч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*