Однако и паства Иоанна Готского не была единодушна в своем порыве освободиться от хазарского владычества. Вначале действиям восставших сопутствовал успех. Им удалось вернуть под свой контроль Дорос и захватить так называемые "клисуры". В первом значении это слово переводится как «горные проходы, но нередко византийцы обозначали им и крепости, защищавшие эти проходы. Для конкретной ситуации в Таврике приемлемы оба эти смысла. Ясно, что в первой своей фазе восстание достигло важных тактических результатов, но это был и последний успех. Текст Жития невнятно сообщает, что преподобный был предан одним селением, а затем вынужден был бежать, преследуемый своим народом. Очевидно, иконопочитательский акцент выступления нашел поддержку далеко не у всех его участников. Попавшие в плен к хазарам вожаки восстания получили пощаду, зато другие пленники, названные «ни в чем не повинными рабами» числом семнадцать, были казнены. Иоанна заточили в темницу в местности, именуемой Фуллами. Скорее всего, этот пункт находился в восточной части полуострова. Не исключено, что с ним может быть отождествлено средневековое городище Тепсень (на территории пос. Коктебель). Отсюда Иоанну удалось бежать на противоположный берег Черного моря, в Амастриду, где он прожил еще четыре года и скончался, верой г но, в начале 90-х гг. VIII в Ученики перевезли тело святители на его родину, в Партенит, и похоронили в церкви основанного Иоанном монастыря святых апостолов Петра и Павла (руины этой базилики раскопаны на территории санатория Министерства обороны Украины). Память Иоанна Готского отмечается в церковном календаре 26 июня по старому стилю. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. Средневековая эпоха. / Ред. Э.Б. Петрова, Б.Д. Дейч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*