Согласно Константину Багрянородному, боспорцам пришлось еще дважды воевать против Херсонеса, и оба раза херсонесцы одерживали над ними победы. Последняя из войн проходила во времена правления императора Константина Великого (306 - 337). В описаниях этих столкновений впервые фигурирует местность Кафа, имя которой со временем перешло к городу, построенному на месте античной Феодосии. Во второй половине IV в. Боспор, надо полагать, утрачивает атрибуты государственности, попадая под протекторат варваров сначала готов, затем гуннов. Выселение с Керченского полуострова готов-трапезитов и «политический вакуум», образовавшийся в то время в Таврике, приводят к тому, что крепнущая Византия все чаще обращает внимание на отдаленный Боспор как на сферу своих «жизненных интересов». Во второй половине V в. боспо-ряне пытались восстановить свое государство, основой которого прежде была царственная династия Тибериев-Юлиев. Среди жителей Боспора сохранялось множество потомков некогда знатных и славных родов, возводивших себя к боспорским эллинам, но теперь не чуравшихся связями с варварами. Ю. Г. Виноградов на основании надписей V в. реконструировал историю карьеры одного из таких вельмож: Савага, сына Аристона. Исследователь считает, что его родиной была Гермонасса — вторая столица Боспора, расположенная на Таманском полуострове. Саваг, скорее всего, принял деятельное участие в реставрации боспорской государственности во второй половине V в. В 478 г. он уже занимал высокий пост комита в центральной администрации нового царя Тиберия Юлия Диптуна. К концу жизни Саваг вместе со своей супругой Фаиспартой переселился в столицу — Пантикапей-Боспор. В городском предместье обнаружена подземная погребальная катакомба, на стенах которой, кроме изображений христианских крестов и православных молитв, краской написаны имена погребенных: Саваг и Фаиспарта, а также указана дата. В пересчете на современное летоисчисление она соответствует 491 г. Известно и имя дочери Сава-га — Аббагаса. Ей принадлежала бронзовая цилиндрическая капсула, внутри которой находились серебряная и золотая пластины с начертанными на них магическими заклинаниями. Несмотря на то, что в V в. Боспор являлся христианской областью, отголоски магических воззрений, пристрастие к разного рода амулетам и гаданиям были еще живы в народе. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. Средневековая эпоха. / Ред. Э.Б. Петрова, Б.Д. Дейч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*