Даже при беглом осмотре здания бросается в глаза оригинальный тип кладки его внешних стен. Небольшие, хорошо обработанные блоки известняка череду ются с прослойками тонких обожженных кирпичей-плинф. Этот необычный прием придает стенам пышность и нарядность. Подобный тип кладки был хорошо известен византийским зодчим. При помощи кирпича выложены также внутренние арки ветвей креста, верхняя часть барабана купола и навершия узких окон. Церковь венчает полусферический купол, образующий центр креста. Он установлен на круглом светонесущем барабане, который придавал зданию стройные очертания. Фасады украшены перспективными арками и пилястрами. В композиции храма господствует вертикаль. Интерьер формировался подпружными арками и парусами, опиравшимися на четыре крестообразных в сечении столба. Они, в свою очередь, поддерживались четырьмя изящными мраморными колоннами, увенчанными резными капителями. Колонны и капители сделаны из сероватого с голубыми прожилками проконнесского мрамора. Сами капители датируются концом V - началом VI в. По мнению исследователей, колонны и капители, изготовленные задолго до постройки церкви, были взяты из древней базилики. Подобные случаи известны в Херсоне, когда крестовокупольные храмы, построенные в IX в., украшались мраморными деталями из полуразрушенных христианских храмов юстиниановского времени. Для улучшения акустических свойств в паруса церкви вмонтированы небольшие амфоры. Вокруг церкви на протяжении нескольких столетий совершались захоронения. Здесь обнаружены десятки могил, устроенных в виде каменных ящиков. Некоторые служили семейными усыпальницами. Большинство их относилось к XII - XV вв., хотя самые ранние можно датировать и временем постройки храма. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. Средневековая эпоха. / Ред. Э.Б. Петрова, Б.Д. Дейч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*