Каждый из двенадцати планов этих усадеб, представленных на 21 листе I серии, имеет особенности, которые необходимо отметить*. (*По моей рассеянности оказалось, что номера «специального плана» не совпадают с номерами «генерального плана»: я исправил на деле эту злополучную ошибку. На «специальных планах» черным показаны бутовые стены; слегка затененное означает стены из тесаного камня.) № 17 (№9 генерального плана), на дороге к храму Ифигении, представлены все постройки, донжон, толос, сгруппированные вместе, без двора. № 6 (№ 4 генерального плана), расположенный на холме справа от той же дороги, представляет собой сооружение богаче других, поскольку все его постройки возведены из тесаного камня; их ансамбль хорошо сохранился. № 8 (№14, генеральный план), в центре полуострова, имеет подвалы, вырубленные в земле. Они сообщаются подземным коридором, тогда как этаж донжона выходит на террасу на возвышении. № 13 (генерального плана) представляет собой нечто аналогичное. № 11 (№ 11 также генерального плана) состоит из двух усадеб, имеющих каждая свой донжон, свою лестницу и свой двор; они разделены общественной дорогой из Херсонеса в Манкопию (Мангуп). № А, расположенный совсем на краю Полуострова, близ крипт, обращенных в долину Балаклавы, имеет вид укрепления, на поросшем травой холме. Поднимаясь по ступеням, попадаешь во двор в виде террасы, окруженной галереями. В глубине находилась нижняя дверь донжона, служившая подвалом. Великолепный вид с верхнего этажа простирался до обрывов Ай-Тодора (мыс близ Ман-гупа. — Прим. пер.), над которым видны дворец и крепостная стена Мангупа. Глаз охватывает прихотливые извилины долины Чоргуны (Черной речки. — Прим. пер.), Узенбаш, все скалистые вершины Камары и Узен-баша, широкую живописную долину и бухту Балаклавы, ее руины, рисующиеся тремя отдельными точками на темноголубом фоне волнующегося моря; можно различить также мыс Айя, обращенный к Ласпи, и Айя-бурун у монастыря св. Георгия. Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*