Херсон поддерживает широкие торговые связи с городами южного и западного берегов Черного моря и с более отдаленными пунктами (Римом, Александрией), обменивает товары собственного производства, главным образом ремесленного, на продукты земледелия и скотоводства сельских поселений Юго-Западной Таврики. В городе работал монетный двор. Обнаружено множество свинцовых печатей (моливдулов), таможенных пломб. Есть основания полагать, что недалеко от порта, у входа в устье Карантинной бухты находилось здание администрации таможенного поста, деятельность которого была особенно активной в конце VIII — 80-х гг. IX в. Жители Херсона. После всех перипетий «темных веков» выросла численность городского населения, в X - XII вв. она могла составлять 6-7 тыс. человек. Жителями Херсона были люди разного материального достатка и общественного положения. Представители знатных родов пополняли ряды светских и церковных властей. Весьма пестрым предстает в источниках сословие ремесленников и торговцев — здесь как состятельные люди, так и совсем небогатые; все они входили в категорию налогоплательщиков. В городе жили представители интеллигентных профессий — врачи, учителя, архитекторы, писатели, деятели искусства. Существенной была социальная прослойка, связанная с религиозной жизнью, ведь Херсон являлся крупным христианским центром, в нем и его ближайшей округе действовало множество церквей, монастырей. Жившая в городе беднота готова была наняться на любую (как правило, неквалифицированную) работу. В одном из городских кварталов раскопан архитектурный комплекс, который трактован археологами как богадельня, приют для бедняков. Будучи значительным экономическим, политическим, религиозным и культурным центром, Херсон привлекал немало иностранцев — торговцев, моряков, поломников. Для них функционировал постоялый двор. Довольно долго город оставался верен греко-римской культуре, греки составляли значительную часть его населения. Тем не менее его жители все более пропитывались новыми веяниями, шедшими, в первую очередь, из Византии, нспытавали они на себе и влияние пришлых народов, несмотря на то, что воспринимали hx как варваров. Со временем возрастало число оседавших здесь представителей других этносов. Аланы и евреи появились еще в довизантийское время, в дальнейшем сюда приходят армяне, русские, печенеги, половцы. Об их присутствии говорят надписи на надгробиях, предметы культа и бытовые предметы повседневного употребления. Пришельцы хотя и не отказывались от привычных для них норм жизни и поведения, все же вынуждены были приспосабливаться к нравам и традициям местных жителей. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. Средневековая эпоха. / Ред. Э.Б. Петрова, Б.Д. Дейч.