Постоянный интерес Византии к Херсону выражался в настойчивых попытках насаждения в крае христианства, которое здесь, как и везде, служило существенным подспорьем в достижении политических целей: прочнее привязать город к империи, оказывать давление на его внутреннюю и внешнюю политику и вообще на всю его жизнь. Как сообщается в «Житиях св. епископов херсонских» (составленных в VII в.), в город один за другим отправляли крестителей. Херсониты упорно сопротивлялись, недвусмысленно демонстрируя свое нежелание переходить в чуждую для них веру, однако церковные власти посылали все новых и новых миссионеров. Такая настойчивость свидетельствует о громадном значении, которое придавалось этому акту. Известно, что христианство, прокладывая себе дорогу, везде действовало чрезвычайно напористо. Но в истории Византии не много найдется примеров, когда одному, сравнительно небольшому городу уделялось бы такое пристальное и постоянное внимание. Все это нашло отражение в легендах и сказаниях, по которым проповедь христианства здесь вели еще в I в. от Р.Х. апостол Андрей и римский епископ Климент; один за другим проповедники посещали город позже, в IV в., но якобы лишь епископу Капитону удалось добиться успеха в своей миссии: он прибыл сюда в сопровождении военного отряда и продемонстрировал "чудо" - вошел в горящую печь, Некоторое время пробыл в ней и вышел невредимым (раскопки археологов показали, что позже в VII в., когда сложилась легенда о крещении жителей Херсона Капитоном, над известеобжигательной печью горожане возвели храм). С одной стороны, это свидетельствует о большой заинтересованности Византии в Херсоне, с другой — о независимости херсонитов и осознании ими собственной силы. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. Средневековая эпоха. / Ред. Э.Б. Петрова, Б.Д. Дейч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*