Легендам в «Житиях...» исследователи, как правило, не доверяют, но и не отвергают их целиком. Какие-то реалии за ними наверняка кроются. Очевидно, что новая вера утверждалась в Херсонесе-Херсоне долго и трудно. Христианская община здесь появилась только в IV в. (ее руководитель епископ Эвферий числится в списке участников II Вселенского собора, собравшегося в Константинополе в 381 г.), а древнейший из известных нам христианских храмов (базилика Крузе) относится ко второй половине V в. О «темных веках». Во взглядах исследователей на положение Херсона в V - IX вв. единодушие отсутствует. Решающую роль здесь играет существование двух концепций развития византийского города в этот период, который принято называть «темными веками». Сторонники одной из них считают, что при переходе от античности к средневековью городская жизнь замирает, а центр экономической деятельности переносится в деревню. Другая концепция признает, что существенного перерыва в жизни городов не было, ремесла и торговля, хотя и сократились в объеме, продолжали развиваться, города по-прежнему оставались средоточием товарно-денежных отношений и центрами культуры. В соответствии со взглядами приверженцев первой концепции Херсон выступает как «отдаленная окраина Византии», «захолустный и отдаленный город, заброшенный на край империи», к тому же «дикий и голодный». Для подтверждения такой негативной оценки чаще всего привлекаются следующие аргументы: во-первых, Херсон был местом ссылки, во-вторых, тяжелое положение города обрисовано в письмах сосланного туда папы Мартина, в-третьих, среди напластований городища отсутствуют слои VII — первой половины IX в. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. Средневековая эпоха. / Ред. Э.Б. Петрова, Б.Д. Дейч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*