В моду входит поливная керамика — такую посуду привозят из Византии, но также и изготовляют на месте. Росписи блюд, чашек, тарелок, мисок в виде разнообразных орнаментов, причудливых животных и птиц, жанровых сценок демонстрируют настоящее искусство мастеров. Со вкусом подобраны краски, изображения глубокие, сочные. Господствует иное по сравнению с античными временами понимание гармонии и красоты. Особенной выразительностью отличаются сюжеты группы блюд с оливковой поливой и изображением воина на коне, поражающего копьем дракона. Образ всадника необычен: в его лице чувствуется некая трагичность (какую можно встретить на иконах), пропорции тела утонченные, вытянутые. Одет воин в кафтан с длинными расшитыми рукавами и полами — видимо, это скарамангий (одежда кавалеристов, заимствованная византийцами у иранских воинов, впоследствии ставшая придворным нарядом), поверх него — панцирь (или кираса); за спиной развевается расшитый плащ; на ногах сапоги со шпорами; за плечом круглый щит. Левой рукой всадник натягивает поводья, правой наносит удар дракону копьем. Под всадником могучий конь — красивое и сильное животное, величественно шагающее и попирающее извивающегося под ногами змея. Можно предположить, что здесь изображен св. Георгий — покровитель армии и военного дела, драконоборец. В других вариантах пеший воин (в коем можно видеть Георгия Победоносца) сражается со змеем или льном. Есть и иные сюжеты. Блюла отличаются особым мастером исполнения: фигуры и орнаменты органично вписаны в круг шеуда, никаких лишних деталей» отвлекающих взгляд зрителя от основной идеи, линии нанесены твердой, уверенной рукой Все это дополняется изящной формой сосудов с тонкими стенками, приятной для глаз цветовой гаммой. Керамика этой группы явно принадлежит руке одного талантливого мастера, жившего в XIII в. и, весьма вероятно, работавшего в монастырской мастерской Херсона. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. Средневековая эпоха. / Ред. Э.Б. Петрова, Б.Д. Дейч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*