Херсонская церковь распространяла свое влияние на аграрную периферию, где все больше появлялось поклонников христианства и также возводились культовые постройки. В городе и за его пределами основывались монастыри. Очевидно, что уже в ранневизантийское время Херсон стал крупным церковным центром на полуострове. Здесь сложилась собственная школа агиографии — жизнеописания «святых» (из нее вышли «Жития св. епископов херсонских»). С середины IV в. Херсон фигурирует как епископский центр, с конца IX — начала X в. — как автокефальная архиепископия (наряду с Боспорской, Готской, Сугдейской, Фульской). Базилики (от греческого «басилей» — царь) — самые ранние христианские церкви в Херсоне (в настоящее время их здесь насчитывается тринадцать). Такой храм представляет собой вытянутый в плане прямоугольник; ряды колонн разделяют его внутреннее пространство на три нефа (зала) — центральный и два боковых. Центральный завершается апсидой — полукруглым выступом для алтаря. С западной стороны храма возводилась пристройка — притвор (нартекс). Иногда делался еще и внешний притвор (экзонартекс). Стены украшались фресками, полы — мозаиками. Главным кафедральным храмом в Херсоне, видимо, стала базилика, открытая гр. А. С. Уваровым в 1853 г. Она была сооружена в конце VI — начале VII в., неоднократно перестраивалась и просуществовала до конца жизни города. Предполагают, что эта церковь была посвящена апостолам Петру и Павлу. Считается, что в крещальне (баптистерии) Уваровской базилики принял крещение князь Владимир. С VIII - IX вв. в Херсоне и его округе возводятся крестообразные храмы, с IX - X вв. — крестовокупольные, с XII - XIII вв. — многочисленные внутриквартальные часовни. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. Средневековая эпоха. / Ред. Э.Б. Петрова, Б.Д. Дейч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*