Купол, опиравшийся на колонны, подобные тем, что украшали интерьер храма Богоматери, освещал центр средокрестия. Центральный неф был вымощен мраморными плитами, остатками древних памятников, которые перекрывали значительное число гробниц или саркофагов, заполненных костями. Г-н Крузе, открыв их, нашел в одном лишь отдельные черепа. Но что делает этот храм особенно замечательным — это материалы, из которых он построен. Христианская рука изувечила прекрасный греческий храм, чтобы преобразить его в христианскую церковь, и барабаны каннелированных колонн, базы и ионические капители вперемешку послужили главным материалом при возведении его стен. По этому моему рисунку можно судить о красоте пропорций, независимой от качеств камня — простого инкерманского известняка. Какой контраст между этими остатками времен классической Греции, ставшими строительным материалом, и хрупкими колоннами, с лишенными изящества капителями, пусть и из экзотического мрамора, которые поддерживали купол над алтарем. Итак, христиане, чтобы построить церковь, разрушили греческий храм: изобилие барабанов и капителей, заполняющих кладку стен, не оставляет сомнений в том, что на это пошел весь храм. Не был ли это Парфенон, храм таврской Девы? Как бы то ни было, меланхолическая серьезность христианства не мешает сожалениям об изяществе и поэзии язычества; и чего бы я не дал за то, чтобы эти ионические колонны по-прежнему стояли, отражаясь в мирных водах соседнего порта, знаменуя на протяжении стольких веков религию колонистов Гераклеи! В конечном счете, все это доказывает, что церковь, построенная из подобных материалов, была одним из самых древних христианских сооружений Херсона и что она могла быть с равным основанием собором Богоматери, если бы не мотивы, приведенные мною выше. Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*