Среди развалин церквей по соседству можно найти много стволов каннелированных колонн, меньших пропорций, чем первые, но происходящих из того же карьера; стиль их ионический. Это все, что языческая древность оставила на память о своих храмах в Херсонесе. Крузе расчистил фундаменты третьей церкви, в портовом районе. Она ничем не отличалась от небольших греческих церквей, которые я отметил на побережье Крыма. На этом остановились раскопки Крузе. Несомненно, такой город как Херсонес имел большее число церковных сооружений; но кто распознает их в бесформенных кучах камня*, усеивающих почву и оставленных теми, кто унес более ценные материалы. Воображение легко может представить себе на их месте дворец богача как и дом бедняка, торговую лавку или апостольскую церковь. Херсонесцы употребляли известь и строительный раствор; они использовали их при строительстве общественных зданий, стен, башен, церквей и некоторых дворцов: но, по-видимому, для обычных построек они брали в качестве скрепляющего средства гончарную глину, как это и сегодня еще делают крымские греки и татары. Этот строительный прием вполне подходит для такого сухого климата, как в Херсонесе. В строительстве использовали два вида камня: один, более прочный и ценимый, употреблявшийся для главных сооружений, представлял собой желтоватый песчаник, добытый в огромных карьерах Инкермана Другой, более обычный, представлял собой желтый известняк из третичных отложений, происходивший из обширных карьеров справа к югу от главных ворот на пути в Балаклаву Многочисленные кучи остатков окружают открытые карьеры, где блоки, уже отделенные в длину глубокой трещиной, ожидают среза под прямым углом. Велись разработки слоев не менее 12 футов толщины; известняк такой мягкий, что можно подумать, что его отрезали пилой или топором, как это еще делают в Керчи и в Одессе. Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*