Из немногочисленных известных настенных надписей датировано только одно граффито в Чильтер-Мармаре: оно относится к 1403 г. Остатки фресковых росписей сохранились лишь в апсиде храма в Шулдане, время их создания, вероятно, XII - XIII вв. Особое положение среди пещерных монастырей занимают комплексы скальных сооружений Инкермана (Пещерная крепость) в устье реки Черной при ее в впадении в Северную (Севастопольскую) бухту, в ближайшей округе византийского Херсона. Фактически здесь был не один, а два или три монастыря, включавших несколько сотен пещер, тут существовал монашеский центр, подобный Афону, Олимпии или Метеоре, но, разумеется, более скромный по масштабам. В археологическом отношении он пока изучен слабо. За пределами территории Феодоро наиболее значительными представляются два пещерных монастырских ансамбля. Пожалуй, самым внушительным, производящим незабываемое впечатление на посетителей, является Качи-Кальон (Крестовый корабль). Расположен он в вертикальном обрыве каньона, пробитого р. Качей во Внутренней гряде. Это было огромное прискальное поселение, имевшее четко выраженную виноградарскую и винодельческую специализацию. О том свидетельствуют более сотни виноградных давилен, располагающихся как в пещерах, так и в отдельных глыбах на склонах. Собственно монастырь занимал площадку так называемого 4-го грота — гигантской ниши в обрыве высотой около 70 м, напоминающей свод огромного храма. Здесь находится источник воды, вокруг него концентрируются монашеские кельи и другие монастырские постройки. К сожалению, нет никаких письменных свидетельств, относящихся к средневековому периоду жизни этого комплекса. Очевидно, он был покинут людьми, как и большинство других пещерных монастырей, после турецкого вторжения в Крым в 1475 г., что послужило началом массовой мусульманизации христианского населения. Оставшиеся же в вере отцов позднее были переселены в Северное Приазовье. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. / гл.ред. Б.Д.Дейч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*