В княжестве Феодоро, где жили в основном христиане греческого толка, наблюдается расцвет монастырской жизни. Именно на его территории и в ближайшем соседстве известны наиболее значительные пещерные монастыри. Всего их насчитывается более десятка. В самой столице существовало как минимум три небольших монастыря, причем один из них за пределами оборонительной системы, в подножии южного обрыва плато. Пещерный храм здесь отличается тщательной и изящной обработкой, четко выражены все детали архитектурного убранства. В апсиде сохранилась фреска, центральной фигурой которой является Иисус Христос, восседающий на троне — «Царь царствующих». Аналогичная по композиции фреска известна в пещерной церкви в Трапезунде (Манглавита), она датируется началом XV в. Как известно, после захвата Византии крестоносцами власть над ее крымскими владениями перешла к Трапезундской империи, очевидно, отсюда же происходили основатели правившей в Феодоро княжеской династии. Наиболее крупные монастыри, представляющие собой обособленные самостоятельные поселения на территории княжества, — Чильтер-Коба (Решетка-пещера), Шулдан (Отдающий эхо), Чильтер-Мармара. Все эти названия позднейшие, крымскотатарские, появившиеся в то время, когда эти монастыри уже были покинуты людьми. Прижизненные их греческие названия не дошли до нас. Только в отношении первого можно догадываться (по наименованию скального отрога, в склоне которого вырублены пещерные помещения: «Ай-Тодор», то есть «св. Федор»), кто был святым патроном этой обители. В окрестностях монастыря, под обрывом на противоположном склоне ущелья находится группа вырубленных в скале виноградных давилен (тарапанов), указывающих на основное направление хозяйственной деятельности монашеской общины. В составе этих комплексов четко выделяются все необходимые монастырские компоненты: храмы, кельи, трапезные, подсобные помещения, погребальные сооружения. Отметим, что здесь нигде нет типичных для ранневизантийских монастырей признаков общежитийного устройства. Найденные при археологических исследованиях материалы относятся ко времени не ранее XI - XII вв. Лит.: Крым сквозь тысячелетия. / гл.ред. Б.Д.Дейч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*