В середине XIX в. началось восстановление древних христианских святынь Тавриды в связи с привлечением на полуостров, опустевший после нескольких волн эмиграции крымских татар, земледельческого населения из южных губерний России. Этим последовательно и настойчиво занимался архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. При нем был учрежден монастырь на руинах древнего Херсонеса, возобновлена жизнь в ряде заброшенных пещерных обителей. В их числе оказался Качи-Кальон, получивший наименование скита св. Анастасии, подчиненного другому монастырю — Успенскому. После турецкого завоевания и падения города Феодоро это был один из немногих выживших монастырей, в котором находилась резиденция главы Готской митрополии. Располагался он рядом с древней крепостью алан, известной с XIII в. под именем Кырк-Ор (Сорок замков), а с XVII в. — Чуфут-Кале (Иудейская крепость; название связано с тем, что с этого времени основным ее населением стала иудейская община, принадлежавшая к особому течению в иудаизме — караимизму); неподалеку, в соседней долине р. Чу рук-Су, находилась столица Крымского ханства — Бахчисарай. Более четверти жителей полуострова даже в первой половине XVIII в. составляли греки и армяне. Монастырь, таким образом, оставался одним из очагов христианства в мусульманском государстве, фактическим центром православия в Крыму. Местоположение монастыря весьма экзотично. Турецкий путешественник Э. Челеби пишет о Салачике (ныне Староселье, предместье Бахчисарая), как о древнем городе, в котором триста великолепных домов и еще множество пещерных помещений в подножии скал; отмечает такую их особенность, что летом в них холодно, а зимой, напротив, тепло. Некоторые из этих помещений и сейчас используются как сараи или хлева. Кстати сказать, немало искусственных пещер находится и на территории старого Бахчисарая (ныне они поглощены сопремен ной застройкой). Лит.: Крым сквозь тысячелетия. / гл.ред. Б.Д.Дейч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*