Улучшение государственно-исламских отношений крымские мусульмане связывают, в том числе, с усовершенствованием существующего в Украине законодательства в области религии. Свои предложения по усовершенствованию Закона «О свободе совести...», отражавшие основные претензии мусульман Крыма к органам власти, ДУМК направило в Государственный комитет Украины по делам религий в марте 2003 года. В их числе в частности было предложение о придании государственного статуса мусульманским праздникам, о регистрации религиозных общин лишь с согласия и одобрения духовных управлений, о возврате мусульманским общинам вакуфных земель и др. Поликонфессиональность Крыма обусловливает необходимость формирования специфического подхода к межконфессиональным отношениям на полуострове. На наш взгляд, политика государства здесь была бы более эффективной, если бы в основу ее отношений с конфессиями легла, например, концепция «разнообразия и единства», применяемая сегодня в Татарстане. В основе данной концепции лежит принцип соблюдения баланса между этническими группами и религиозными конфессиями. Данная концепция проявляется в поддержке и православия, и ислама. Так, выходными днями в Татарстане являются Рождество и Къурбан-байрам, а на территории казанского Кремля строится соборная мечеть Кул-Ша-риф и восстанавливается Благовещенский собор. В целом, улучшению государственно-исламских взаимоотношений, на наш взгляд, могли бы способствовать: 1) придание государственного статуса на территории крымского полуострова двум главным мусульманским праздникам — Къурбан-байрам и Ораза-байрам; 2) привлечение представителей мусульманских организаций Украины к различным благотворительным проектам (забота о больницах, приютах, детдомах) и социальным программам: борьбе с наркоманией, алкоголем, проституцией и т. д.; 3) активное содействие государства процессу консолидации мусульманской общины Украины путем создания единого духовного центра, что способствовало бы лучшей координации действий в отношениях между ними; 4) создание «единого образовательного стандарта» в подготовке мусульманских религиозных деятелей, что снизило бы опасность распространения радикальных и экстремистских взглядов в среде местных мусульман. Лит.: Муратова Э.С. "Ислам в современном Крыму"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*