В одном городе на берегу синего-синего моря живет девочка. И не большая она. И не маленькая. Просто первоклассница. А зовут ее Валя. Однажды пошла она с родителями в лес по грибы, по ягоды. — Смотри, мама! Смотри, папа! Как красиво вокруг, — улыбается Валя. — Покажи нам места грибные, — просит бабушку. И давай в лукошко дары лесные собирать. А леса крымские в пору осеннюю точно в сказке. Красота! Что тут еще скажешь? От кустика к кустику ходит Валя. Грибок за грибком собирает. Вот уж и дна у корзинки не видно. От дерева к дереву переходит. Пение птиц слушает. Так заслушалась, засмотрелась Валя, что не заметила, как заблудилась. — Ау, мама! Ау, папа! Где вы? — кричит девочка. Да не откликается никто. Только эхо и вторит: — А-у! А-у! Заплакала Валя. Еще громче закричала: — Мамочка! Мама! Где ты? Только не слышит ее мама. Течет время. Текут слезы детские. Вправо пойдет Валя через овраг глубокий, нет мамы. Влево пойдет, на горку заберется — и там никого нет. Уж сил кричать нет. Тут солнце зашло. Холодом потянуло. А нет у девочки ни куртки теплой, ни шапки вязаной. Совсем беда. «Что же делать? Ведь ночь скоро», — думает девочка. И вспомнила, как учительница говорила: «Если вам когда будет страшно, не беда. Нужно перекреститься и сказать: «Господи, помоги!». Перекрестилась Валя раз. Потом еще. И слова заветные повторила. «Что это со мной? — не поймет. — Будто потеплело. И не так страшно». Стала Валя молитву «Отче наш» читать. Уже много раз прочитала. И в душу пришел покой. «Буду креститься и звать на помощь Бога и Матерь Божью», — решила про себя Валя. Так ночь прошла. За ней день потянулся. И снова ночь. И еще день долгий. Коротала Валя ночь на земле сырой. Легко одетая. Без еды и питья два дня людей искала. Не напали на девочку волки. Не встали на пути ее кабаны дикие. Собаки бездомные не загрызли. Познакомилась Валя с белочкой. — Не бросай в меня шишки, — просит ее Валя. — Иди ко мне. Послушалась рыжая шалунья. Прыг с ветки на ветку. И вперед поскакала. А Валя за ней. Как ночь пришла, села белочка Вале на руку. Так они вдвоем и заснули. А еще через время вывела белочка Валю на тропинку. И вдруг услышала девочка голоса. Обрадовалась. Бросилась бежать. А там люди. Тут и конец беде Валиной пришел. Накормили ее. Обогрели. Привезли в Феодосию. — Нашлась, милая ты наша, — плачет от счастья мама. — Мы молились о тебе, доченька, — обнимает ее папа. — Это Бог тебя спас, внученька, — говорит бабушка. Так вера и молитва спасли человека. Радовался и я спасению Валечкиному. А еще через несколько дней мы гуляли с ней по школьному двору. Говорили о силе веры Православной, о молитвах христианских, о Боге и о Сыне Его Иисусе Христе. И пообещал я Вале книжку написать о том, как христианство на землю крымскую пришло. Потом пошел я в церковь. Помолился. И с любовью о Господе книжку эту написал. Для таких ребят, как Валя. И не больших. И не маленьких. Как раз таких, как вы, мои читатели. А какая она получилась, книжка эта, судить вам. *** Давным-давно в городе Назарете в стране Иудейской жила девушка. Звали ее Мария. Сердце имела чистое. Господа любила. Однажды явился ей Архангел Гавриил и говорит: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами... И родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Как раз в это время римский император Август решил переписать весь народ свой. Приказал он: — Пусть каждый идет в город своих предков. И отправилась Мария с мужем своим, плотником Иосифом, в путь дальний. В город Вифлеем. Много дней шли они. А как до места добрались — удивились: — Много народа пришло в Вифлеем. Где жить нам? Нашли они пещеру. А там загон для скота. Тут Марии пришло время родить. «... И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли». А как прошло восемь дней, дано было Младенцу имя Иисус. Означает это «Бог спасает». Узнал о рождении Иисуса царь иудейский Ирод. Встревожился: — А как в будущем тот займет мой престол? Решил убить Младенца. Послал воинов в Вифлеем с приказом: — Кому меньше двух лет — предать смерти. Выполнили те в точности приказ Ирода. Да только не было среди детей убиенных Сына Божия. Бежали Мария с Иосифом в Египет. А как Ирод умер, вернулись они в город Назарет. Стал Иосиф плотничать. Сын был ему в этом добрым помощником. Иисус повиновался во всем своим земным родителям. Вел себя так, как того желал Бог. Одна из заповедей Божьих гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Когда минуло Иисусу Христу двенадцать лет, родители взяли его с собой на праздник Пасхи в Иерусалим. А как все вернулись домой, оказалось, что Иисуса нигде нет. Он же три дня провел в храме среди учителей. Много слушал и много спрашивал. И все дивились Его уму. Когда же стал Иисус взрослым, принял Он крещение водой. Стал проповедовать. И шло за Ним людей множество. А Он учил их и исцелял от болезней. Когда исполнился Иисусу 31 год, избрал Он Себе двенадцать учеников. И были то первые апостолы Его веры. Много проповедников знает история. Были они до Христа. Были и позже. Но то, что говорил Он, было ранее неведомо. Язык Христа покорял всех. Минуло время, и Иисус Христос стал духовным наставником своего народа. Слова молодого проповедника заучивали. Передавали из уст в уста. А Сам Он слова Свои не записывал. Пройдут годы, и великую мудрость оставят потомкам апостолы. И назовут книги свои Евангелиями. Будут там такие слова: «... Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И будет там Золотое Правило: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Вчитайся, мой юный читатель, в эти слова. Вдумайся в них. И если они станут твоим Золотым Правилом, жизнь твоя станет светлей. Попробуй. Я верю — у тебя должно получиться. Иисус Христос был послан на землю для спасения человечества. Он часто говорил и народу, и ученикам своим о грехопадении и о том, что нужно каяться и обращаться к Богу. Мысли свои Иисус Христос передавал в притчах — чтобы было понятно всем людям. Рассказывал, используя примеры и иносказания. Как пастух заботится об овцах, так и Сын Божий заботился о людях — тех, которые принимают Его в сердце своем, следуют Его заповедям в своей жизни. Иисус Христос очень любил детей. Однажды к нему привели детей и сказали: «Возложи на них руки, Иисус. Помолись за них». А ученики Его решили детей не пускать. И сказал тогда Иисус: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное».* Подошел однажды к Иисусу ученый и спрашивает: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?». Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Это первая и главная заповедь. А вот вторая: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Но не только восхищение и почитание испытывал по отношению к себе Иисус Христос. Были среди людей такие, которые его ненавидели и желали смерти. Ближайший ученик Иуда Искариот предал его за тридцать серебряных монет. И указал место, где можно схватить Иисуса. Безгрешен был Сын Божий, но его оклеветали и обвинили во многих грехах. И даже в том, что он якобы подговаривал народ к восстанию. Не понимали люди, что Иисус пришел взять на Себя грехи их. Говорил Он, что Его убьют. Но Бог, Его отец, воскресит Его на третий день. Наместник страны Иудейской Понтий Пилат приказал распять Иисуса на кресте. Как чудовищна была эта казнь! Солдаты прибили гвоздями руки и ноги Иисуса к кресту. Но даже в этих страшных муках Иисус смотрел на людей и молился: «Боже, прости им. Они не знают, что делают». Вдруг в полдень померкло солнце. В три часа на землю опустилась тьма. И произнес Иисус громко: — Свершилось! И умер. Прошло три дня. Воскрес Иисус. Рано утром в воскресенье пришли к гробнице друзья Его. Смотрят, а там два ангела, которые сказали: «Его здесь нет! Он воскрес». Прошло еще сорок дней. Иисус приходил к своим друзьям. Потом вывел Он учеников Своих к городу Вифании. И там сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: и так идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я поведал вам; Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Затем Иисус благословил своих учеников и стал подниматься от них. Вознесся Он и скрылся на Небе. Но Он пообещал быть с нами, обещал помогать нам жить правильно. А еще обещал Он возвратиться на землю, чтобы взять верующих в Него в Свою Небесную страну. Идеи Христа, вера святая не умерли. Ученики Его рассеялись по земле. Решили проповедовать каждый в отдельной стране. И поделили страны между собой: — Получай, Фома, в удел Парфию. — Тебе, Андрей, достанется Скифия. — А ты, Иоанн, неси свет учения Христа в Азию. Вероучение Иисуса Христа с каждым годом находило всё новых и новых сторонников. Людей этих стали называть христианами. А религию — христианством. Во славу Христа поднимались величественные храмы. Из города в город, из страны в страну шла вера Христова. Знали о ней и в солнечной Таврике. Странники и люди торговые говорили много разного о вере дальних народов. Непонятна вначале была вера эта язычникам. Но как весенние ручьи пробивают себе на земле дорогу, так и вера новая нашла тропинку к сердцам народов южных. Долог был этот путь. Пройдут годы, и иерусалимский монах Епифаний решит: — Пойду по берегу Понта. Расспрошу у благоверных о делах апостола Андрея. Приходит он в земли кавказские. Слышит: — Апостол Андрей бывал здесь. — Прошел он Иверию и Сванетию, Осетию и Абхазию. — Переплыл он пролив Боспорский. Слушает внимательно монах Епифаний. Записывает. В земле Боспорской говорят ему: — Проповедовал здесь Андрей Первозванный. — Нес веру Христову в Феодосию и Сугдею. — Долго жил в Херсонесе. — А еще принес он веру святую на далекие горы Киевские. Благословил места эти и на горе высокой крест поставил. Свершилось, что предсказал Андрей Первозванный. Встал здесь Киев-город. А как крестил странник людей здешних и поведал им веру Христову, то изрек: — Пойду дальше на север. Где смогу, буду обращать народ к свету Спасителя. И пошел он в земли, где появился потом Великий Новгород и другие города славные. Труден был путь первых христианских проповедников. Вот история одного из них. В знатной римской семье жил мальчик. Был он прилежен в учебе. Сердцем добрым и умом-разумом отличался от сверстников. Как подрос, узнал об учении Христа, которое увлекло его. И решил он однажды: — Хочу лучше узнать Сына Божьего. Поеду морем в земли Израилевы. Но не все планы исполняются. Налетел на море шторм, и после долгого путешествия оказался странник совсем в другом месте. Но, как известно, всё, что ни делается, делается к лучшему. Встретил юноша там апостола Петра, и они долго не расставались. Душевные беседы укрепили веру юноши. А когда он крестился, понял, что жизнь свою посвятит несению веры Христовой народу. Прошло еще время. Вырос юноша в мужчину. Но дело Иисуса Христа стало главным в его жизни. Возглавил он римских христиан. Обрел новых продолжателей. А как еще время прошло, стал он епископом Римским. Жизнью своей исполнял завет своего учителя апостола Петра. Звали его все с любовью — епископ Климент. Но сильны были в те времена в Риме гонители веры Христовой. Кричали они злобно: — Не бывать христианству в Великой Римской империи! — Смерть христианам! — Гнать их из Рима! — Погубим и проповедников, и веру Христову! И задумали избавиться от Климента — сослали его на самый край империи — в Херсонес. Точно раба, заставили добывать белый известняк в страшных каменоломнях. Изнурительным был труд. Незаслуженными были оскорбления и побои. Но даже в этих жутких условиях Климент продолжал дело Христа. И некоторые из осужденных каторжан становились христианами. Донесли недруги в Рим о деяниях Климента. — Раз не хочет забыть своего Христа, достоин он смерти. Утопить его, — решили враги. Погиб святой мученик. Прошло время, и однажды свершилось чудо. Расступилось море, и тело святого возвратилось людям. Решили язычники уничтожить мощи, да только сами и погибли. В память о деяниях святого Климента люди православные построили в местах этих монастырь. И поныне несет он свет веры Христовой. В скале монастырской находятся храмы пещерные во имя апостола Андрея, священномученика Климента и Святителя Мартина Исповедника. Идут богослужения. Трудится во славу Господа братия. Вначале мало христиан в Херсонесе было. В Иисуса верили здесь разве что ссыльные да за веру гонимые. Ну и, конечно, их дети. А потом и внуки. И правнуки... Шло время... ...Стонут области причерноморские под властью Рима. Подати великие платят. Богов старых восхваляют. Христа и его последователей хулят. Но жестокие преследования христиан не останавливают. Однажды император-язычник приказал: — Не нужна моей дерясаве вера Христова. Церкви разрушить. Книги священные сжечь. Казнить и пытать священников. Стало небо черным-черно. То пылают храмы православные. Стало море красным-красно. То кровь течет невинная, христианская. Да не сгубить тирану веру праведную. — Убегайте, люди, в горы высокие. — Хоронитесь, дети Христовы, в пещерах глубоких. — Молитесь! Молитесь, христиане! И пусть свет веры святой осветит сердца мучителей-язычников. — Да услышат они слова Иисуса: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Шло время. Мало-помалу прекратились гонения. Снова стали собираться на молитвы христиане. Сначала скрывались они от властей и людей недобрых. Богослужения вели тайно. А как еще время прошло, решили императоры: — Быть всем людям свободными в вере. Пусть подданные по совести себе выбирают, в какого Бога им верить. Стали с тех пор христиане равными среди равных. Их права были такими же, как и у сторонников других религий. А что в годы гонений у них отобрали — всё вернули. Шел 313 год нашей эры. В эти времена прибыл в Херсонес епископ Капитон. — Чтобы язычники обиды не причинили, посылаю сопровождать епископа пятьсот воинов, — наставлял император Константин. Вышел к горожанам Капитон. Речь о Христе повел. Да непонятны слова эти толпе. Закричали люди громко: — Не Христос нас защищает, а боги олимпийские! — Не верим тебе! Не верим словам твоим! — Ты не словами убеди нас в вере твоей. Ты делом покажи силу христианскую. И стали горожане ждать чуда. Задумался Капитон, как убедить язычников. А те ему возьми и подскажи: — Вот стоят две печи. Горят они жарко. В них кирпичи обжигают. Войди в печь. Если не возьмет тебя огонь, тогда поверим в твоего Бога. Решил Капитон в печь войти, но подумал: — «А если обманут горожане?» И сказал тогда: — Дайте же слово, что если я невредимым останусь, обратитесь вы к истинной вере. Отвечали ему: — Даем слово! Продолжал Капитон: — И построите храм апостолу Петру! И снова ответ был: — Так и будет. Построим храм! И потребовал Капитон: — Отдайте детей своих в руки воинов. И если отступитесь от слова своего и веры православной, то бросят ваших детей в печи эти! И вошел тогда в печь Капитон. А через время вышел оттуда невредимым. Поражены были горожане и воины. А епископ приказал: — Начнем, братья, на этом месте крещальню ставить. Сложим ее из кирпича, что в этой печи обжигался. А как построили крещальню, епископ окрестил в ней всех жителей города. Так новая вера проложила путь в сердца жителей Херсонеса. — Пусть растет наша община в Херсонесе, — говорил епископ Капитон. — Пусть во славу Христа встанет церковь Петра. На беду, в земли черноморские ворвались кочевники. Горели селения. Гибли виноградники. Бежали с насиженных мест жители. В слезах говорили: — Идем под защиту Херсонеса-города. — Будем молиться за жизнь счастливую. Если не на земле, то на небесах. И тут император Феодосий I издал закон. Говорилось в нем, что все подданные империи должны исповедовать православную веру. А позже принят был закон, по которому обряды язычников считались оскорблением императорского достоинства. Не могли понять язычники величия веры. Недоступны им были слова Сына Господнего Иисуса Христа. И как приверженцы всякого старого и отмирающего, возводили они хулу на христиан. И если случался в Херсонесе пожар или бедствие, язычники со злобой говорили: — Это боги перестали покровительствовать людям. — Все беды оттого, что забыли херсонеситы многих старых богов. Только и знают, что молятся Христу. Но еще долго язычники и христиане жили рядом. Молились разным богам. А христианство из вероучения отверженных становилось официальной религией многих стран. В то время слабеет Римская империя. Всё больше приезжает в Херсонес византийцев. Заботятся греки о городе приморском. Растут стены в Херсонесе. Кладут каменщики ряд за рядом кладку крепкую, приговаривают: — Не ворвутся теперь в город захватчики. Пекутся правители византийские о духовной жизни херсонеситов: — Пусть ваятели ставят в городе Херсоне церкви красивые. — Пусть поднимают к небу храмы. И чтоб по форме фундаментов они были, точно кресты. — Быть Херсону оплотом власти византийской на севере моря Черного. Времени прошло всего ничего, а смотрят херсонеситы на город свой, радуются: — До чего красивы новые церкви-базилики. Высокие они и светлые. Все в мраморе. Мозаиками да фресками разукрашены. — Возносятся они над домами нашими. Смотреть любо-дорого. По подобию херсонесских поднимались базилики в крепостях на Мангупе и в Эски-Кермене, Фуллах и Партенитах, других крымских поселениях. Рождались на земле приморской монастыри православные. Поехали сюда из-за моря служители церкви. Даже крымским готам, что стали исповедовать христианство, из Византии прислали священников. Стали оттуда в Таврику и опальные монахи приезжать. Где им жить, решили сразу: — Давайте, братья, в скалах пещеры рубить. — Пусть будут там наши монастыри. В те времена случилось русичам прийти войском в Таврику. Русский князь Бравлин пленил земли от Корсуня до Корчева. Захватил Сурож. Встревожились греки-византийцы: — А что если захотят варвары земли цветущие себе забрать? — Того и гляди, столицу нашу — Константинополь себе подчинят. — Давайте границы наши крепить, — решили в Византии. И чтоб крепко стоять в землях черноморских, послали в Херсон множество воинов. Год от года становился он краше. Как и хотели византийцы, стал он в землях приморских цветущим владением греков. Церковь же православная несла веру Христову в земли дальние. Пройдет совсем немного лет, и пойдет по Руси языческой слух о вере христианской. Великая миссия выпадет на долю Херсона — Корсуня. Внесет он лепту свою в дело славное. И наполнятся тогда светом Христовым земли Киевской Руси.

***

На работе сейчас просто завал, даже некогда сходить пообедать. Проверка за проверкой, что даже некогда вверх взглянуть. Выручает сервис Заказ обедов Киев на сайте www.food-service.kiev.ua. Отличное качество, приемлемые цены и всегда быстрая доставка. С таким сервисом можно пережить любую проверку, это я вам точно говорю. Обеды в офис – это просто отличное решение проблемы нехватки времени, как было в нашем случае.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*