Споря с легендами: Не «какая» гора, а «чья»

Значительная часть крымских топонимов по происхождению тюркские. Это вполне закономерно: начиная с IV в. н. э. на территорию полуострова проникали тюркоязычные племена и народы: гунны, древние булгары, хазары, печенеги, кипчаки (половцы)… У этих кочевых скотоводов была сильно разветвленная родоплеменная структура: племя, союз родов, род, его отделения; кочевые аулы и т. д. Каждое из звеньев имело свое имя, свято хранимое членами данной общности на протяжении столетий, имело свои кочевья, места стоянок, пастбища, водопои. Угодья большей частью закреплялись за «первооткрывателями»: кто пришел со своим скотом па незанятые еще земли, получал право пользоваться ими и в дальнейшем.

И дабы утвердить и довести до общего сведения это право, родоплеменная группа по обычаю присваивала урочищу, водному источнику и т. д. свое имя. Так появились в Крыму названия: река Бодрак (сравним родовое имя бадрак у туркмен и башкир, бодырак у ногайцев), гора Бакла (род баклау узбеков), гора Караман (род караман у туркмен), гора Манжил (род манжули у каракалпаков), Байдарская долина (род байдар у ногайцев), балка Канака (конаке у киргизов) — подобных параллелей можно привести сотни.

Если склоны горы были богаты пастбищами, водопоями, то главным ее признаком в глазах скотоводов были именно эти угодья. И, конечно, такой немаловажный факт: кому они принадлежали, кто имел право ими распоряжаться. Это и отражалось в названии горы. Похожа ли она при этом на горб верблюда или спину осла, не представлялось существенным.

Так возникали в Крыму и на других территориях этнотопонимы *(* Этнотопоним — географическое название, в основу которого положено наименование народа.) и генотопонимы *(*Генотопоним — географическое название, в основу которого положено название родоплеменного подразделения.), изучением которых занимается сравнительно молодая отрасль топонимики — этнотопонимика.

Естественно ожидать возражения: какое отношение имеют родовые имена узбеков, киргизов, туркмен к Крыму, где эти народы никогда не жили? Об этом в следующей статье.

Лит.: Споря с легендами. // Ирина Лезина.

Просмотров: 1,916

Вас также может заинтересовать:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*
*