Дочь военного моряка хорошо представляла себе, что такое война на море, когда противник занял значительную часть берега, как это и было в Крыму. В творчестве Ахматовой послереволюционного периода можно заметить и другие следы «крымского влияния», в частности, своеобразное «чувство моря», которое прослеживается вплоть до последних ее стихотворений. И это, пусть даже косвенное, влияние тоже следует отнести к первой части формулы: «Крым — поэту, поэт — Крыму». А ко второй части этой формулы относятся добрых два десятка произведений: отдельные стихотворения различных лет, поэтический цикл, первая поэма целиком, целая часть другой, строчки из третьей. Несколько образов лирических героинь (от «приморской девчонки» до взрослой женщины), первая встреча с Музой (то есть ни много ни мало — начало творчества!), отзвуки нескольких войн (от Крымской до Великой Отечественной), картины пейзажа, быта и истории Крыма — все это целый мир, блистающий светлыми и трагическими красками. Лит: Сергей Бернадский. // «Здесь встретилась с музой...» (А. А. Ахматова в Крыму).