В годы первой мировой войны крымская тема время от времени звучит в ее творчестве: в лирических стихотворениях «Разлука» и «Чернеет аллея приморского сада...» (1914), в строчках, посвященных встрече с Музой (стихотворение «Муза», 1915), и в первой части «Эпических мотивов» (1916). Но похоже было, что крымская тематика, после бурного всплеска поэмы «У самого моря», отходит на второй план и вот-вот совсем угаснет. И вдруг неожиданный поворот судьбы: разрыв с мужем. Причины не , совсем ясны. Происходит это в конце 1916 г. (правда, развод в современном понимании был оформлен только два года спустя). Этот разрыв был большим потрясением: обоих связывало и знакомство с детских лет, и сильное некогда чувство, и сын, и общая литературная деятельность. Поэтесса снова приезжает в Крым, некоторое время живет на даче в Бельбекской долине в гостях у Юнии Анреп, жены художника и критика Бориса Анрепа, совершает поездку в Бахчисарай. Живет она. и в Севастополе (на улице Большой Морской), на берегу Песочной бухты, но в намеченной много лет спустя книге воспоминаний «Мои полвека» глава «Севастополь, 1916 год» осталась ненаписанной. Во время посещения Крыма поэтесса пишет несколько стихотворений, которые войдут позднее в цикл «Шестнадцатый год». Переживания героини резко колеблются от почти отчаяния («Когда в мрачнейшей из столиц...») до некоторой просветленной успокоенности («Судьба ли так моя переменилась...»). Вспоминаются и чувства, связанные с Крымом. Да, любовь имела глубокий естественный смысл («Все обещало мне его...»), хотя и несла в себе — это уже другое стихотворение на ту же тему — отпечаток душевной драмы, печальной неизбежности («По неделе ни слова ни с кем не скажу...») Лит: Сергей Бернадский. // «Здесь встретилась с музой...» (А. А. Ахматова в Крыму).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*