О Московской Руси обычно говорят как о классической стране господства натурального хозяйства; между тем более детальное изучение фактов обнаруживает и здесь такие черты, которые заставляют нас отказаться от привычных характеристик. Стоит, например, ближе всмотреться хотя бы в хозяйственную историю Большого Тихвинского монастыря (Тихвин сейчас уездный город Новгородской губернии). Реформа Екатерины II отделила монастырь от города, а до этого времени монастырь и город представляли одно целое: город был монастырским посадом. Монастырь основан царем Иваном Грозным во второй четверти XVI столетия. Положение на р. Тихвинке, сообщающейся с другими более важными реками, положение на пути народно-хозяйственного движения делают этот монастырек в каких-нибудь 30 - 40 лет крупным торговым центром. Монахи устраивают лавки, сдают их в аренду купцам, заводят у себя все необходимые принадлежности рынка; правительство, заметив вновь открытый торговый центр, обращает на него внимание со специальной стороны, организует здесь таможенную избу, чтобы улавливать в казну торгово-промышленные пошлины. По работе таможенной избы, следы которой имеются в архиве Тихвинского монастыря, мы можем судить о масштабе торговых оборотов монастырского посада во 2-й половине XVI века. Оказывается, что в таможенной избе есть несколько отделов, из которых каждый ведает особый цикл городов: таким образом обнаруживается, что с монастырским посадом ведут торговлю Двинские города, Вологда, Московские города, Псковские и Новгородские и, наконец, Стекольно (Стокгольм). Обращаю внимание не только на величину масштаба торгового обмена, но и на быстроту роста нового торгового центра: в стране, где господствует натуральное замкнутое хозяйство, где производство рассчитано только на потребительные цели, где производитель и потребитель сливаются в одном лице, - ни эта быстрота, ни этот широкий размах торгового движения, конечно, были бы немыслимы. Не будь возможности самого широкого товарного обмена, не мог бы существовать на нашем крайнем севере и Соловецкий монастырь, которому природа кроме чахлого леса, рыбы и соли ничего не дала. А между тем мы видим, что за 100 приблизительно лет от времени своего возникновения монастырь не только процвел в хозяйственном смысле, но и успел колонизовать дикое до того времени побережье Белого моря: продукты питания, одежда, различные орудия производства - все это шло с материка, из Москвы, через Вологду, Холмого-ры. Этим же путем монастырь вывозит свою соль. Нельзя, следовательно, говорить и относительно Московской Руси XV - XVI века как о стране, где господствует натуральное хозяйство. Что касается дальнейших более тонких построений, какие делались на основе натурального хозяйства, то и в них нет недостатка в нашей историографии. Назовем лишь несколько имен, известных русскому обществу - Н. Рожков12, В. Плеханов"3, М. Покровский14, отчасти Н.П. Павлов-Сильванский'5 и др. Пересмотр этих построений предстоит еще русским историкам, и надо ожидать, в ближайшем будущем, при появлении первой возможности для ученой работы, мы увидим новые труды, уже освобожденные от гнета старых понятий и общих схем. Мы говорили сейчас об умирающих теориях, на смену которым идут новые побеги мысли. Мы отметили факт переходного момента, наступившего в нашей науке. Тот, кто сам участвует в духовном развитии человечества, знает, что иначе никогда не было и не будет, что в этих сменах понятий, вырабатываемых наукой, заключается жизнь науки и, следовательно, залог ее дальнейшего развития и приближения к конечной цели— познанию мира. В области научных исканий нет ничего вечного, кроме самих исканий. В заключение своей лекции я хотел бы, обращаясь к своим молодым слушателям, пожелать им того, что я считаю самым важным для всякого, кто пришел в университет - никогда не уставайте в своих исканиях, не падайте духом при неудачах, но и не ослепляйте себя уверенностью в обладании научной истиной; ищите не переставая: радость только в искании. Лит.: Б. Греков. // Известия Таврического университета. -Симферополь, 1919.- Кн. 1,-С. 114-126

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*