В тексте херсонесского декрета много неясного, например, каких скифов возглавлял Савмак? В 1934 г. известный русский ученый С.А. Жебелев в духе времени выдвинул гипотезу о скифских рабах как движущей силе восстания (соответственно и Савмака он причислял к рабам). Его гипотезу поддержали многие исследователи, некоторые попытались ее развить: так, В.Ф. Гайдукевич полагал, что армия восставших состояла из рабов и широких слоев эксплуатируемого скифского населения Восточного Крыма, а В.В. Струве видел в трудовом скифском населении Боспора исключительно рабов и считал, что Савмак попытался освободить от рабства скифское земледельческое население. Между тем, наш источник не дает права столь произвольно трактовать описанные в нем события, а историк не должен соизмерять события прошлого с господствующими в его время идеологическими догмами. Участники восстания названы в декрете просто скифами, а затем говорится, что Диофант «покарал виновников восстания». Из этих слов нельзя понять, какова была социальная база сторонников Савмака. Версия о «революции рабов» на юге нашей Родины оказалась несостоявшейся. Гораздо убедительнее выглядит концепция государственного переворота, осуществленного группой заговорщиков во главе с Савмаком, стремившимся к власти и поддержанным частью населения Боспорского царства. Среди современных исследователей нет, однако, единого мнения относительно происхождения и социального положения Савмака, его окружения, размаха движения, хронологии событий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*