(К столетию со дня рождения). 22.Х.1819 - 22.Х.1919» 22 сентября (4 октября) 1919 г. Прошло сто лет со времени рождения бытописателя старообрядческой и сектантской Руси П.И. Мельникова-Печерского, а между тем, нельзя сказать, чтобы имя его и литературное наследство стало широким достоянием русского читателя. Лучший показатель недостаточного внимания к писателю-этнографу - поразительная бедность критической литературы о нем. Мы не имеем буквально ни одного сколько-нибудь значительного по качеству очерка литературной деятельности Печерского. По таланту он не уступал Островскому, также живописавшему замкнутую толщу народного быта, только иную - купеческую и чиновничью. Но Островский был драматург, и потому сфера влияния его произведений была шире. Кроме того, Островский был писатель и только писатель, а Мельников-Печерский, сверх карьеры беллетриста, сделал себе карьеру чиновника, не всегда стоявшего, нужно в этом сознаться, на высоте требований гуманности и справедливости. В пору преследования старообрядчества властью он шел с ней рука об руку и был ей апологетом, и только со времени реформ Александра II, когда веяние политической власти коснулось и деятелей раскола, Печерский выступил в защиту гонимой до тех пор части русского народа и заявил о необходимости освобождения от стеснительных мер и гонений одной седьмой части верноподданных русского государя. Теперь, когда дела и дни Печерского-чиновника сделались достоянием истории, точнее, его биографии, мы забываем изъяны его личности и помним лишь то, что дал нам он как талантливый, оригинальный и самобытный писатель. Ибо, каково бы ни было его личное отношение к тому религиозному явлению русской жизни, которое зовется расколом, он, как никто из русских писателей, не исключая даже Лескова, приблизил к нам дотоле неведомую и неразгаданную душу русского человека, живущего и мыслящего по святой старине, напряженно и упорно взыскующего града. Древнее благочестие, устойчивость традиционных форм быта и верований Мельникову-Печерскому были близки и по-настоящему дороги наперекор, быть может, рассудку и посторонним расчетам. И это оттого, что за религиозным ритуалом и непоколебимой верностью преданию стоял крепкий, здоровый быт, насыщенный строгой красотой и захватывающей поэзией вековой народной жизни. Вот почему, когда Печерский переставал быть чиновником и становился поэтом раскола, он писал о расколе так, как будто он сам был раскольник, приемлющий старую веру отцов. И потому единственна в своем роде эта огромная эпопея, развертывающаяся «в лесах» и «на горах». Когда погружаешься в ее чтение, то тебя охватывает нетронутая и нераспаханная целина народной поэзии. Перестаешь часто интересоваться специфически раскольничьими особенностями бытового уклада и весь уходишь в эту захватывающую ширь исконной народной красоты, влекущей и притягательной. Есть тут где разыграться воображению и усладить душу и укрепить ее! Широкой кистью нарисованы у Печерского образ матери Манефы, Флемушки, Алексея, Насти. Все они крепко связаны с бытом, их взростив-шим и воспитавшим. Их личная жизнь глубоко ушла корнями в почву вековой традиции, органически, тесно с ней срослась, и потому, когда вторгается в их душу то, что идет от вольного сердца и горячей натуры, жизнь ломается и больно дает себя чувствовать. Оттого в ней нередки подлинные трагедии, или сметающие тех, кого задели соблазны греховного мира, или кующие непреклонную волю, не сгибающуюся и не слабеющую под ударами судьбы. Настя Чапурина, испепеленная грешной любовью к Алексею, умирает, а мать Манефа, когда-то радостная и резвая Матрена и полная жизни и ждущая от жизни счастья Флемушка уходят в монастырь, чтобы там принять «ангельский образ иночества» и обвенчаться с Небесным Женихом. То, что крепко вошло в почву, сроднилось с ней, имеет большую эстетическую притягательность, несмотря на свои порой отталкивающие стороны. Близостью к земле, природе - источнику жизни - искупается если не все, то многое. Вот почему персонажи Печерского не отталкивают читателя даже тогда, когда они в иных случаях обнаруживают темные черты своей натуры. Старику Чапурину прощаем и его деспотизм и его самодурство за талантливость и богатство его души, за широкую щедрость и органическое отвращение ко всякой низости и неправде. Своей славой писателя Мельников-Печерский обязан, главным образом, двум своим романам - «В лесах» и «На горах», они выделяются ярко из всего, что им было написано, но все же нельзя сказать, чтобы двумя романами исчерпывалось все художественно-ценное, что вышло из-под пера Мель-никова-Печерского. Его рассказы, в которых он, по замечанию одного критика, близко стоит к Щедрину, талантливо изображают дореформенную русскую администрацию и русский суд. Черная неправда и произвол недоброго старого времени нашли в Мельникове-Печерском своего сурового и смелого обличителя. Недаром собранные в одну книгу эти рассказы, будучи уже допущены московским цензором, подверглись запрещению со стороны цензора петербургского. «Возвратить издателю без одобрения» - таков был приговор этой вторичной цензуры. Если к этому добавить, что исследования Мельникова-Печерского о расколе и тайных сектах высоко ценились знатоками и вызвали появление целой научной школы - «мельниковской» в противовес щаповской6, то этим мы в самых общих словах исчерпываем литературное наследие нашего писателя. Количественно оно, пожалуй, и не так уж велико, но качественно очень значительно. Своими двумя романами Мельников-Печерский завоевал себе прочное и постоянное место в русской художественной литературе. Несмотря на то, что целый век отделяет нас от дня его рождения и с лишком тридцать пять лет от года его смерти, он не только не утратил своего интереса, но еще как будто вырос в глазах современного читателя, последующим ходом русской художественной литературы приученного к тому, чтобы находить эстетическое наслаждение в приобщении к поэзии и высотам нетронутого народного быта. Лит.: Профессор Н. Гудзий. Южные ведомости. - 1919. - 22 сентября (4 октября). - №168, №5

***

После того как моя жена в прошлом году начиталась о полезных свойствах зелёного чая мы всей семьёй употребляем иван чай из экопоселений. Сегодня купить зеленый иван-чай не сложно, мы заказываем его через сайт www.ecomiks.ru – вкусный, витаминизированный и главное – экологически чистый и подходит для всех членов семьи. Если хоть раз его попробовать, то уже не сможешь отказаться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*