Замыкались двери древних храмов пред этим торжественным шествием гордых устроителей царствия божия на земле, и смиренные богослужители деревенских церквей робко шептали: «оглашенные изыдите» и читали, молясь за них, скрижали древних заповедей: «Аз есмь Господь, Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене». «Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, и не послужиши им». Так читали они и никто не слышал их. И свершилось чудо... На глазах у всех мертвый мраморный кумир, порождение мечты и сновидений человечества, вдруг стал оживать, наливаться кровью и облекаться плотью и принимать образ человека. И испугался кругом народ. В страхе отбежали направо прогрессисты и фантасты и вместе с ними все следовавшие за ними... Застыли пред чудом социалисты, и только самые горячие из них, самые верные, первосвященники могли смотреть без страха и трепета на воплощение кумира своего, и стали в радости и в восторге говорить своим близким: чего вы боитесь, маловерные? Разве не видите вы, что воплощается мечта наша в живую жизнь, в живую плоть и кровь. И раздался вдруг сладостный, как арфа, голос воплощенного; я есмь бог ваш единственный и имя мое - «Коммунизм». «Я, сын ваш возлюбленный, принявший образ человеческий, чтобы дать вам то, что вы хотите. Неимущие, берите все у имущих и приносите ко мне... Работайте, плавьте металлы, сейте семя, строгайте деревья и плоды ваших трудов приносите ко мне вместе с отбираемым добром имущих. Я всем буду распоряжаться, а первосвященники мои, раньше других уверовавшие в меня, будут записывать, и будем мы равны в трудах наших, и будет царствие божие на земле». Так рек он. И произошло тогда второе вавилонское столпотворение. Но не смешал на этот раз Бог людские языки, все говорили на одном языке и никто не понимал друг друга, смешались все понятия и потеряли внутренний смысл слова человеческие: и перестали узнавать себя в друг друге и позабыли, что они дети одной земли, одних грехов и человеческих несовершенств, разделенные только самим Богом и природой на счастливых и несчастных, женщин и мужчин, старых и молодых, сильных и слабых. И каждый думал в безумии своем, что он прав, а другие не правы, и озлобились люди, как лютые звери друг на друга и началось междоусобное побоище великое. Хаос первозданный сниспал на землю... Мор и глад начался и стало умирать великое множество народа... Так кончается, коммунизмом в жизни и футуризмом в искусстве, период разрушения старой духовной жизни русского народа; дальше: или смерть, или выздоровление от Духа Вечности и созидание обновленной родины. И познает радость новой жизни тот, кто сумеет соединить действительность с идеализмом и кто, по слову Владимира Соловьева, будет цепь золотую смыкать и небо с землей сочетать»... * * * Эта нескладная статья моя написана под впечатлением недавно прочитанной мной вышеназванной книги Сергея Булгакова, бывшего профессора, а ныне священника в Крыму. Эту волнующую книгу нельзя читать просто, если можно так выразиться, объективно: она заставляет себя читать всем серцем, всем умом, всеми помышлениями. Книга прочтена. Закрыта... Но я слышу еще горячую трепетную беседу общественного деятеля, боевого генерала, дипломата, известного писателя, светского богослова и беженца - шести лиц, участвующих в «современных диалогах», и мне хочется вступить в разговор седьмым, пожимать руку то одного, то другого участника, вставлять свои реплики, восторгаться, негодовать, возмущаться и соглашаться. Прекрасная книга, нужная, очистительная, помогающая разбираться в хаосе мыслей и чувств растерянных современников. «Трудно быть современником великих событий, - пишет Булгаков, - быть гостем на пиру богов, но нам, удостоенным избрания, должны позавидовать поколения, живущие в более спокойную эпоху». Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые: Его призвали всеблагие, Как собеседника на пир. С. Найденов. // Ялтинский курьер. -1919.-4(17) сентября. - № 20.

***

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*