Проф. Греков подошел к той же теме с другой стороны, - он попытался осветить переживаемый нами момент исторически и в прошлом русского народа, в истории колонизации нашего Севера, Поволжья, Сибири, Ново-россии, в примерах русского религиозного подвижничества, наконец, в событиях великой смуты XVII в. найти такие черты, которые, несомненно свидетельствуют о стойкости русской культуры, о крепкой спаянности отдельных племен русской нации между собою, о твердости государственного сознания в русском человеке, - черты, которые служат залогом того, что со своею нынешнею болезнью наша родина все-таки справится. Тем же здоровым и бодрым оптимизмом дышали речи и двух других ораторов, - профессоров Новгородцева и Четверикова. Первый из них указал на то, что в то время, как у нас уже заметны признаки наступающего оздоровления, на Западе, у наших соседей, с высокомерием и презрением поглядывающих, как мы изнемогаем в борьбе с недугом, дают себя чувствовать грозные предвестники того же недуга, давно уже замеченные не только некоторыми западными государствоведами, но и нашими великими прозорливцами - Герценом, Достоевским и Вл.Соловьевым. И, быть может, именно у нас будут положены первые основы того правопорядка, который наступит, когда закончится болезненный процесс образования новых форм жизни. Процесс этот, приведший к разрушению старого строя, по мнению проф. Четверикова, начался давно, очень давно, когда впервые стали действовать в человеческом обществе те центробежные силы, которые его разъединили, которые привели человеческую личность к духовной изолированности, которые ослабили чувство взаимной солидарности и развили эгоистические стремления. Но в русском искусстве, в русской литературе, в русской философской мысли стал уже чувствоваться поворот в другую сторону, и силы центростремительные, ведущие к солидаризации людей, заметно заявляют о себе. Нельзя сказать, чтобы наблюдения над действительностью, на которых построены были в первом из этих докладов предположения и гадания о будущем России, отличались исчерпывающею полнотой. Увы, мы точно знаем только то, что делается на территории нашего Крыма. А Украина? А Вели-короссия? А Сибирь? Сколько слагаемых не хватает для определения искомой суммы! Нельзя также не пожалеть о том, что значение переживаемого момента не нашло достаточного освещения в исторических аналогиях. Великое междоусобие, раздирающее теперь Россию, имеет немало таких аналогий в истории. Что такое Пелопоннесская война, как не такое же междоусобие? А гражданские войны в Риме? Применение сравнительного метода дало бы более солидную базу для выводов, которые несомненно выиграли бы в своей убедительности. Но диспут и без того затянулся и, начавшись при электрическом освещении, окончился во мраке, с которым тщетно боролись две стеариновые свечи на кафедре. Впрочем, это обстоятельство было использовано в заключительном слове проф. Гельвига, как благоприятный символ: из мрака мы выходим на свет, - свет побеждает тьму. Лит: А. Д-ій. // Южные ведомости. - 1920. - 21 мая (3 июня).- № 107.

***

Услуги по погрузке/разгрузке грузов были, есть и будут актуальны всегда. Когда вам нужны грузчики в Хабаровске, сделайте заказ прямо через сайт http://www.gruz-podryad.ru. Кроме этого, можно заказать грузчиков в Комсомольске, которые тоже недорого, быстро и аккуратно выполнят свою работу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*