8 (21) декабря 1919 г. На эту тему была прочитана 6 декабря лекция проф. свящ. о. С. Булгаковым. Лекция собрала полный зал мужской гимназии. Вопрос весьма животрепещущий и имя и авторитет лектора вызвали к лекции большой интерес. Но у многих, может быть, осталось после лекции недоумение. Лица, ждавшие от лекции ответа на вопросы современности, такого ответа не получили. Едва ли и могло быть иначе. В самом деле, какой можт быть ответ, какой выбор сделан между родиной и интернационалом в том смысле, какой эти слова имеют теперь, как девиз двух борющихся начал. Задача философа и религиозного мыслителя подняться над действительностью, вырваться из пут современности. Если о. С.Н. заявил, что он предпочитает интернационал, значит ли это, что он большевик? Такой вывод нельзя сделать потому, что в той плоскости, в которой рассматривает Россию, любовь к родине и «интернационал» о. Сергий - нет ни большевиков, ни добровольцев. Россия, как идея, как «мысль Божия» - по удачному выражению лектора - должна осуществиться во вселенском значении. И родина в смысле зоологического патриотизма, как идолопоклонство, в свете идеи этой мистической России - такая же ошибка и помеха, как и другое идолопоклонство -пролетариат: происхождение этих двух крайних борющихся с такой страстностью начал о. С.Н. выводит из одного источника, как две ветви его. Этот источник отравлен отрицанием Бога, заменой Бога человеком и народом. Безбожное гуманистическое течение, возникшее на Западе, проникло и к нам. Оно начертало на своем знамени слово: народ. И уже дело только подхода, метода, приняло ли это поклонение народу формы «нации» или «класса». Здесь разница геометрическая - одна и та же идея, рассчитанная на горизонтальные или на вертикальные слои. «И вот с этой точки зрения, - сказал о. Сергий, - и национализм и интернационализм, одинаково не приемлемы и более даже предпочтителен второй, чем первый, так как интернационал все-таки имеет больший размах, в идее стремится к мировому единению». Собственные взгляды лектора вытекают из религиозного самосознания, из взгляда на Россию, как на «третий Рим». В этом отношении о. С.Н. последователь славянофилов, которые, в свою очередь, черпали свою мудрость и веру у оптинских старцев, учениками которых являются и Хомяков33, и Киреевские34, и Достоевский, и неудачным учеником - Л. Толстой. Интересна была в лекции о. С.Н. экскурсия в область исторического анализа происхождения и развития чувства родины, которое было во все времена тесно связано с религией. Во взгляде древних греков, даже у греческих философов, все другие народы считались не людьми, а варварами. Богоизбранным народом считало себя еврейство. И только в проповеди Христа, направленной ко «всем языцам», зазвучал новый и совершенно неизвестный древнему миру мотив вселенского единства и братства всех людей. Но этим родина не отрицалась. Каждая церковь в апокалипсисе имеет своего «ангела». Но чувство любви к своему народу получает в христианстве уже новый, более высокий смысл. Таким образом кризис русского самосознания, расколовшегося между родиной и интернационалом, должен получить свое разрешение не в победе одного из этих начал, а в поднятии на высокую степень религиозного самосознания. Таков смысл лекции проф. св. о. С.Н. Булгакова. И сила, и слабость этого утверждения - в отрешении от действительности. Д. // Таврический голос. - 1919. - 8 (21) декабря - № 112 (262).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*