Мечети Крыма Одной из острых проблем на начальном этапе процесса возрождения ислама в Крыму было отсутствие мечетей. К моменту возвращения крымских татар в Крыму не оказалось ни одной действующей мечети. За годы советской власти все они были закрыты, часть зданий мечетей была разрушена, остальные переданы под клубы, магазины, детские сады. Проблема отсутствия мечетей стала решаться за счет постройки новых зданий, возвращения и последующей реставрации старых мечетей Крыма, а также приспособлением обычных помещений под религиозные нужды мусульман. За годы исламского возрождения в АРК ситуация с мечетями существенно улучшилась. Сегодня можно говорить о значительном успехе в данном процессе. К началу 2007 года в АР Крым уже действовало 76 новых, 48 возвращенных и около 150 приспособленных мечетей (месджитов). Возвращенные мечети Вопросы возврата сохранившихся в Крыму памятников крымскотатарской истории и культуры стали подниматься с самого начала возвращения крымских татар на родину. В их числе были и требования возврата зданий бывших мечетей. Инициативность крымских татар в данном вопросе опиралась на существующее в Украине законодательство. В частности, на Указ Президента Украины «Про заходи щодо повернення релігійним організаціям культового майна», принятый в 1992 году, который обязывал Совет Министров АРК в течение 1992—93 годов осуществить передачу религиозным общинам в собственность или безвозмездное пользование культовые здания, используемые не по назначению,22 а также на Указ Президента «Про невідкладні заходи щодо остаточного подолання негативних наслідків тоталітарної політики колишнього Союзу РСР стосовно релігії та відновлення порушених прав церков і релігійних організації», который был принят в 2002 году. В соответствии с указом, исполнительные органы власти, в том числе Совет Министров АРК, должны были принять меры по возврату религиозным организациям бывших культовых зданий и другого имущества, находящегося в коммунальной собственности и используемого не по назначению. В итоге, к концу 2006 года по настоянию крымских татар в пользование мусульманских общин было передано 48 зданий бывших мечетей. Передача большей их части была осуществлена в 1996—99 и 2001—02 годах24. Диаграмма демонстрирует численное распределение возвращенных мечетей по территории АРК. Подавляющее большинство (45,8%) находится в Бахчисарайском районе. Среди них знаменитая Ханская мечеть (16 век), расположенная на территории Ханского дворца, мечеть «Тахталы-джами» (18 век), являющаяся памятником архитектуры, и ряд других. По 6 мечетей возвращено в городах Симферополь и Алушта, 4 мечети — в Ялте. По 2 мечети — в Судаке и Евпатории. В остальных районах и городах АРК верующим возвращены по одной мечети. Распределение возвращенных мечетей по административным единицам АРК: Черноморский - 1; Сакский - 1; Кировский - 1; Симферопольский - 1; Бахчисарайский - 22; Феодосия - 1; Керчь - 1; Судак - 2; Евпатория - 2; Ялта - 4; Алушта - 6; Симферополь - 6. Как правило, здания бывших мечетей передавались в собственность или пользование мусульманских общин АРК на основе решений Совета Министров АРК, районных и поселковых советов. Практически все они, за исключением нескольких, находились в весьма плачевном состоянии и требовали капитального ремонта26. Сегодня многие из них отреставрированы и вновь стали использоваться по своему прямому назначению в религиозных целях. Вместе с тем бывали случаи, когда реставрационные работы проводились с допущением серьезных нарушений строительных норм и мечеть, числящаяся готовой к использованию, на практике оказывалась совсем не пригодной. К примеру, в «отреставрированной» мечети деревни Кок-Козь Бахчисарайского района вскоре после ремонта начала протекать крыша, отсырели потолки и стены27. Также есть примеры того, как отреставрированные мечети по непонятным причинам были закрыты для верующих и стали использоваться для других нужд. Так, одна из старейших мечетей Бахчисарая, «Тахталы-джами», после проведенной реставрации в начале 1990-х годов была передана в пользование местной мусульманской общине. Однако осенью 1999 года, как утверждает газета «Возрождение», по распоряжению муфтия Крыма она была закрыта и стала использоваться для хранения гуманитарной помощи. Все попытки мусульман вновь открыть мечеть для прихожан оканчивались ничем. Некоторые старые мечети находились в таком запущенном состоянии, что их реставрация на практике обернулась строительством новой мечети. Так обстояло дело с мечетью «Кебир-джами» в Симферополе. Она была построена в начале 16 века в честь хана Султана-Менгли-Гирея и каждые последующие сто лет подвергалась реставрации, частично меняя свой облик. К началу очередной реставрации в начале 1990-х годов ее состояние было катастрофичным: стены отошли на 22 см, балки прогнили, строителям было опасно подниматься на крышу для снятия шифера. Комиссия по охране памятников культуры и истории настояла на закладке нового фундамента, оставив из всего здания старой мечети одну лишь стену. Возрождение «Кебир-джами» осуществлялось на основе сохранившихся документов с описанием всех проводимых ранее реставраций и поэтому есть основания утверждать, что ее нынешний вид является модифицированным воспроизведением былого облика. Процесс возврата мечетей, да и других памятников крымскотатарской культуры, проходит не безболезненно и не бесконфликтно. Затрагивание интересов частных лиц, бюрократические проволочки, а иногда и просто нежелание некоторых государственных служащих заниматься данными вопросами, во многом затрудняют процесс возврата. В качестве примера можно привести ситуацию в п. Никита, где с 2003 года мусульманская община г. Ялты на основании архивных документов пытается вернуть культовое здание, выставленное на продажу с аукциона, сталкиваясь с судами, атаками ОМОНа, прямыми угрозами в свой адрес. В Евпатории мусульманская община Хан-Джами, также основываясь на архивных документах, пытается вернуть прилегающую к мечети территорию бывшего гостиного двора с целью строительства помещения для совершения омовения, однако сталкивается с противодействием Минобороны, в чьем ведении эта территория находится. В Феодосии не решен конфликт мусульманской общины с органами власти по поводу продажи Фондом имущества здания бывшей мечети общине Адвентистов Седьмого Дня, хотя еще до совершения сделки мусульманская община известила городские власти, что здание является культовым объектом. По данным ДУМК еще 37 сохранившихся зданий бывших мечетей пока еще не передано мусульманам и, как полагают в Муфтияте, процесс их возвращения, скорее всего, будет не простым. Часть этих помещений стала частной собственностью граждан в ходе приватизации и используется под склады, различные производственные помещения, цехи, жилье. Их возвращение будет осуществляться через судебные инстанции. Муратова Э.С. "Ислам в современном Крыму"

***

Роль денег в современном мире переоценить невозможно. В наше время деньги решают многое. Но не менее важным является умение грамотно распоряжаться своими средствами, особенно если у Вас их не так много. Если же Вы этого не знаете, то добро пожаловать на сайт dengikakdengi.ru. Здесь Вы узнаете, как быстро накопить деньги, сэкономить их. Также Вы научитесь эффективно контролировать свои доходы и расходы, планировать свой бюджет.

One thought on “Ислам в Крыму: Мечети Крыма

  1. МОИ СТИХИ
    Старинный Минарет Мечети Аль-Хаким.
    Труд кротких мусульман.
    Поднимется Имам оповестит.
    Аллах един.
    Он Милостивый Милосердный.

    Мои Стихи.Стихи.ру.Автор.
    Руслан. Байрамов.
    *************************************
    МОИ СТИХИ
    Мечеть четыре Минарета.
    Вход в храм открыт.
    Для верующих в единство.
    Вечной веры.
    Единство есть единый вечный.
    Наш Аллах.
    Он милостивый милосердный.
    Творец единства.
    В мечеть вошедший.
    Благодарит в молитве.
    И кротко преклоняет он колени.
    Пред Аллахом вечным.
    Он вспоминает близких и родных.
    И на коленях кротка.
    Склоняет голову сваю.
    Он говорит Аллах един.
    Святой пророк Мухаммед.
    Аллах един.
    И кротко он встает.
    Молитву продолжает.
    Он говорит Аллах. Единый.

    Мои Стихи.Стихи.ру.Автор.
    Руслан. Байрамов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*