После своего возвращения на родину крымские татары получили возможность беспрепятственно осуществлять хадж — паломничество к святым для мусульман местам Мекки и Медины. За истекший период процесса возрождения ислама в Крыму этой возможностью воспользовались более 400 человек. Начало процессу отправки организованных групп мусульман было положено на государственном уровне. С 22 по 30 декабря 1996 года украинская делегация во главе с заместителем председателя Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции Ю. Белухой находилась с официальным визитом в Саудовской Аравии. В составе делегации были председатель Меджлиса М. Джемилев, вице-премьер правительства АРК И. Умеров и муфтий мусульман Крыма Нури эфенди. В министерстве по делам хаджа королевства состоялись обстоятельные переговоры об условиях и ежегодных квотах для мусульман Украины и проблемах финансирования48. В результате было подписано соглашение, по которому в 1997 году из Украины отправлялась группа в 100 человек, были определены обязательства сторон. Согласно договоренности для Крыма было выделено 50 мест, остальные 50 — для мусульман из других областей Украины. Все расходы паломников на территории королевства взял на себя принц Фейсал бин Сауд. В результате в апреле 1997 года впервые украинская делегация в составе 90 человек отправилась в хадж. Из Крыма удалось отправить только 19 человек, из других областей Украины — 71. Расходы на проезд до Джидды и обратно, возлагаемые на самих паломников, отсутствие гражданства и загранпаспортов, возможно, стали сдерживающими факторами для многих крымских татар. Руководство делегацией было возложено на Хубедина Куртбед инова. В 1998 году по разным причинам на хадж из Крыма поехать не удалось, однако была развернута активная кампания по организации хаджа на будущий год. Фонд «Крым-2000» под руководством X. Куртбеддинова и группа Хаджи Крыма подготовили обращения к Королю Саудовской Аравии от имени BP и СМ АРК, фонда «Крым-2000» и мусульманской общественности о приглашении мусульман Крыма в 1999 году в числе гостей из стран СНГ. В феврале 1999 года Управление Хаджа Саудовской Аравии уведомило, что королевство примет группу в сто человек и возьмет на себя финансовое обеспечение паломников. В Крыму был создан оргкомитет по проведению хаджа 1999 года во главе с заместителем Представителя Президента Украины в АРК Ремзи Хаваджи, который должен был оперативно решить вопросы, связанные с вакцинацией паломников, получением загранпаспортов, виз и другие вопросы. В состав оргкомитета вошли также Р. Чубаров, муфтий Нури эфенди, X. Куртбединов, Ш. Меметов и Д. Бекиров. В результате совместных усилий 22 марта 1999 года делегация в составе более ста крымских татар отправилась на паломничество в Мекку по приглашению короля Саудовской Аравии Фахда во второй раз. Отправка паломников проходила в довольно торжественной обстановке. Перед вылетом во дворе Кебир-джами перед группой выступили крымскотатарские лидеры и представители исламских организаций, которые в своих выступлениях отметили значение приглашения Короля. В пути паломников сопровождали заместитель министра по исламским делам Саудовской Аравии Мухаммед Аль-Турки, руководитель исламского отдела посольства Саудовской Аравии в Москве Сулейман Эль-Магуши, Председатель Международной корпорации «Развитие» и благотворительного Фонда «Зам-Зам» в Российской Федерации Эль-Лабан Саад Эддин. Руководителем крымской делегации был назначен Рефат Чубаров. Во время паломничества члены официальной делегации мусульман Украины встретились с министром по делам ислама и вакуфов Королевства Саудовской Аравии, а также Президентом Республики Ичкерия Асланом Масхадовым, который также приехал совершить хадж. В марте 2000 года крымская делегация в составе 105 человек, среди которых были 24 женщины, побывала на хадже в третий раз. Фондам «Крым-2000» и «Бирлик» при поддержке правительства АРК, представительства Президента Украины в Крыму, управления по строительству мечетей и благотворительных проектов Эр-Рияда удалось вновь получить приглашение Короля. Однако сам процесс организации паломничества на этот раз сопровождался открытым противоборством ДУМК, Меджлиса и благотворительных фондов, участвующих в подготовке хаджа. 14 февраля 2000 года в Кебир-джами состоялось заседание оргкомитета по проведению хаджа, на котором присутствовали муфтий Эми-рали Аблаев, руководители фондов — X. Куртбединов, М. Махмуд, представитель Меджлиса в Муфтияте А. Альчиков, Р. Хаваджи и др. Совместными усилиями были подготовлены и переданы делегации Министерства по делам ислама Саудовской Аравии, прибывшей в Крым, паспорта паломников. Однако составление списков паломников сопровождалось взаимными требованиями замены отдельных кандидатур, рекомендованных фондами, Муфтиямом и Меджлисом. Муфтий Эмирали эфенди, утвержденный в качестве главы крымской делегации, был позднее заменен на Анафи Джемилева, брата председателя Меджлиса. В итоге 9 человек, утвержденных в первоначальном списке, виз не получили. Подобное противоборство негативным образом повлияло на имидж крымских мусульман и особенно их руководителей, что сказалось на последующих отказах саудовского королевства в приглашении на хадж. И действительно в 2001 году крымские мусульмане на хадж не поехали. В 2002 году к процессу организации паломничества вновь подключились первые лица крымской автономии. В частности, глава BP Крыма JI. Грач обратился к королю Саудовской Аравии с просьбой прислать приглашение на хадж мусульманам Крыма в этом году. Он отметил, что помощь короля послужит делу «духовного возрождения мусульман в Автономной Республике Крым и во всей Украине» и станет проявлением неутомимой заботы о мусульманах в разных уголках мира. Однако приглашения от короля не последовало и хадж для крымских паломников в этом году был организован, по словам А. Альчикова, на личные средства представителя королевского дивана Короля Саудовской Аравии Мухаммеда Аль-Кахтани, руководителя крымского фонда «Ас-Сунна». Из Симферополя в хадж отправилась делегация из 100 человек, в составе которой было 73 человека из Крыма, остальные — из других регионов Украины и Молдовы. В 2003 году паломничество вновь было организовано фондом «Ас-Сунна». Как рассказывал А. Альчиков, до последнего момента не было никакой информации об участии в хадже ни в Муфтияте, ни в Республиканском комитете по делам религий, однако в последний момент в Крым все-таки был отправлен самолет. В паломничестве из Крыма приняли участие 41 человек, из которых 35 — крымские татары. Кроме того, вместе с ними в одной делегации отправились 32 паломника из Молдовы и 30 украинских паломников из Киева и Донецка. Последний факт, по словам X. Куртбединова, стал камнем преткновения в отношениях фондов «Крым-2000» и «Ас-Сунна». Тенденция уменьшения числа паломников из Крыма за счет увеличения людей из Украины и Молдовы не устраивала X. Куртбеддинова, который заявил, что отношения с фондом «Ас-Сунна» возобновятся, если последний учтет их замечания. Была в процессе организации хаджа и еще одна недовольная сторона. Муфтий Эмирали эфенди, озвучивая позицию Муфтията, заявил, что подготовку к хаджу необходимо проводить совместно с ДУМК. Благотворительные1 фонды, по его словам, должны заниматься благотворительностью, а так их независимая деятельность способствует разделению мусульман. По мнению муфтия, нужно создать некий совет, который будет коллегиально решать вопросы подготовки паломничества. С 2004 года король Саудовской Аравии и вовсе перестал присылать приглашение на хадж крымским мусульманам. Причиной тому стали противоречия между фондом «Крым-2000» и ДУМК, вылившиеся в переписку обеих структур с королем. ДУМК совместно с Меджлисом обратилось к королю с призывом прекратить сотрудничество с фондом «Крым-2000» и предложили свои услуги по формированию групп паломников. В октябре 2003 года фонд «Крым-2000» в очередной раз направил в Министерство по делам хаджа Саудовской Аравии пакет необходимых документов и свои предложения по отправке очередной группы паломников из Крыма, в которую были включены 25 женщин и 75 мужчин. Однако саудовский монарх на этот раз в финансовой помощи отказал. Как пояснили в канцелярии короля, отныне средства будут выделяться лишь мусульманам из тех постсоветских стран, которые страдают от военных действий или стихийных бедствий, в частности мусульманам из Чечни. В 2005 году, как сообщил журналистам X. Куртбединов, король Саудовской Аравии согласился оплатить финансовые расходы крымских мусульман, связанные с хаджем. Однако, на этот раз фонд «Крым-2000» сам решил воздержаться от организации и проведения паломничества. «В последнее время, особенно в 2004 году, возникла определенная напряженность во внутриконфессиональных отношениях мусульманских общин, вызванная желанием некоторых групп и течений к дальнейшему обособлению, — пояснил Куртбединов. — Указанные тенденции стали усиливаться из-за недальновидной деятельности лиц, считающих себя лидерами мусульман Крыма. При этих обстоятельствах совместное проведение паломничества в 2005 году стало практически невозможным. Учитывая то, что одностороннее проведение этих мероприятий могло бы внести дополнительную напряженность и раскол среди мусульманских общин полуострова, Фонд «Крым-2000» воздержался от организации и проведения хаджа в этом году». Куртбединов сообщил, что по имеющейся у него информации, в этом году в хадж в неорганизованном порядке и на собственные средства отправились семь крымчан. В виду появления разногласий между мусульманами в процессе организации хаджа руководство ДУМК решило вообще отказаться от практики отправки организованных групп паломников за счет зарубежных спонсоров. Официальная позиция Муфтията, озвученная в одном из интервью А. Альчиковым, заключается в том, что каждый крымский татарин желающий совершить хадж и имеющий материальную возможность, должен совершать его за собственный счет. В противном случае, по его мнению, хадж больше напоминает туристическую поездку. И действительно в последние годы Муфтият при содействии организации «Сулеймание» отправлял на хадж небольшие группы крымских татар, ехавших на собственные средства. В 2006 году в хадж из Крыма поехало 5 человек вместе с 70 другими украинскими паломниками. В целом в процессе проведения хаджа у крымских татар можно отметить ряд особенностей. Во-первых, существуют лишь единичные примеры поездки на хадж крымскими татарами на собственные средства. Все осуществленные групповые паломничества были профинансированы королевской семьей Саудовской Аравии и другими саудовскими спонсорами. Во-вторых, в отличие от других регионов постсоветского пространства, начало процесса организации хаджа для крымских мусульман относится ко второй половине 1990-х годов. Связано это на наш взгляд с тем, что непосредственные организаторы хаджа — арабские миссионеры — активизировали свою деятельность на полуострове только со второй половины 1990-х годов. В-третьих, решающую роль в процессе организации хаджа крымских татар играла не официальная исламская структура — ДУМК, а частные благотворительные фонды, в числе которых «Крым-2000», «Бирлик» и «Ас-Сунна». Именно частные контакты представителей данных организаций с различными государственными структурами Саудовской Аравии обеспечили возможность проведения хаджа в 1999—2000 и 2002 — 2003 годах. Вместе с тем, если в 1999—2000 годах процесс организации хаджа осуществлялся совместно с ДУМК, то в 2002—2003 годах официальные структуры мусульман Крыма уже не имели никакого отношения к этому процессу. В-четвертых, наблюдались тенденции политизации самого процесса организации хаджа. К примеру, противоречия между Меджлисом и ДУМК, с одной стороны, и благотворительными фондами, с другой, по поводу направлений развития ислама в Крыму, были трансформированы на сам процесс организации хаджа. Предпринимались попытки, используя политические инструменты, бороться с инакомыслием и политической оппозицией. Муратова Э.С. "Ислам в современном Крыму"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*