Здесь добавочный, «утробный» глаз задает тон, определяя звучание вещи в целом — напряженной, нервной, почти трагической. И тем не менее именно в «Инонии» заложено начало новой для Есенина темы — «нежного хулиганства». «Острая и никем не использованная» (Ив. Розанов), она восходит, как мне кажется, к «хулиганской» строфе, неожиданной даже на фоне буйного богохульства «Инонии»: Ныне ж бури воловьим голосом Я кричу, сняв с Христа штаны... (Что, кстати, подтверждается и признанием самого Есенина: «В начале 1918 года... написал поэму «Инония»... из-за которой за мной утвердилась кличка хулигана».) В этой строфе, как в почке, заложены и возможности нового стиля, новой, заметно отличной от прежней, «словесной походки» стиха — образ этой новой «поступи» Есенин дал в стихотворении «Хулиган»: Я люблю, когда синие чащи, Как с тяжелой походкой волы, Животами, листвой хрипящими, По коленкам марают стволы. Явно ощутимая новация была также и в том, что все эти вещи написаны как бы с учетом исполнительских данных самого Есенина, и в этом их отличие как от ранних стихов, обращенных к глазу, так и от поэм 1917— 1918 годов с их сложным, театрализованным многоголосьем. Новая программа уже в замысле учитывала диапазон Есенина-исполнителя — и его умение «молча ухать», и его способность музыкально кричать. Даже хрипотца его голоса, даже то впечатление, которое должен был произвести на зрителя-слушателя контраст между изяществом, элегантностью чтеца и мужицкой силой и простонародным тембром его голоса,— все было строго рассчитано. Тяжелые, «воловьи», почти прозаические ритмы выгодно подчеркивали виртуозность исполнителя, умевшего как никто другой извлекать из этих вроде бы лишенных «певкости» стихов непередаваемую внутреннюю музыку. О том, насколько велика была разница между впечатлением от напечатанного текста и от того же текста в исполнении самого поэта, можно судить по реакции бельгийского поэта Франца Элленса. Элленс сначала перевел «Пугачева», а потом услышал в исполнении Есенина. Лит.: Поэтический мир Есенина / Алла Марченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*