Разумеется, ни один крупный художник не укладывается в прокрустово ложе литературной школы, даже самой перспективной. Но с Есениным было сложнее, поскольку год 1919-й — год своего официального вступления в группу имажинистов — он встретил вполне сложившимся поэтом, вооруженным стройной и глубоко продуманной эстетической теорией, в которой главная роль отводилась органическому образу. Согласно есенинскому пониманию, первым русским имажинистом был автор «Слова». Он говорил Ив. Розанову: «Знаете ли, какое произведение произвело на меня необычайное впечатление?! — «Слово о полку Игореве». Я познакомился с ним очень рано и был совершенно ошеломлен им, ходил как помешанный. Какая образность! Вот откуда, может быть, начало моего имажинизма». И в то же время проще, ибо Есенин не принял изобретенного Шершеневичем имажинизма даже теоретически, продолжая отстаивать и в рамках новой купницы свою естественную фигуральность, не только теоретически обоснованную (в «Ключах Марии»), но и на практике, в революционных поэмах, проверенную на жизнеспособность. Правда, бытует версия, ее принимал и Е. Наумов, что «Ключи Марии» написаны Есениным в разгар увлечения имажинизмом. Версия эта, по всей вероятности, восходит к рецензии В. Шершеневича, выдавшего «Ключи Марии» за документ имажинистского толка. Но дело в том, что, изданная в 1920 году, действительно в год наибольшей близости Есенина с группой имажинистов, книга эта написана гораздо раньше, в сентябре — ноябре 1918 года, в разгар увлечения идеей создания новой крестьянской купницы, на этот раз в рамках Пролеткульта (по замыслу Есенина, туда должны были входить Клычков, Орешин, Коненков). На то, что в период создания «Ключей Марии» наиболее близким единомышленником Есенину казался Сергей Клычков (а не Шершеневич, не Мариенгоф), указывает, со слов самого Есенина, Ив. Розанов («Мое знакомство с Есениным», в кн. «Памяти Есенина», стр. 40). Впрочем, и Мариенгоф никогда не скрывал, что Есенин пришел в имажинизм со своей собственной теорией образа1. Но наиболее бесспорный аргумент в пользу того, что книга эта закончена до личного знакомства с Шершеневичем,— упоминание его имени в одном ряду с Маяковским и Бурлюком. В рукописи «Ключей Марии» фраза звучит так: «Нашим подголоскам Шершеневичу, Маяковскому, Бурлюку...» В нашем небольшом поселке решили открыть небольшую фирму по установке стеклопакетов, так как изготовление пластиковых окон сегодня доступно всем. Заказов на замену старых окон поступает множество, работаем без выходных. Лит.: Поэтический мир Есенина / Алла Марченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*