Пиратство и работорговля — многовековой бич Восточного Понта. Морской и прибрежный разбой, продажа пленников и собственных соотечественников в рабство были промыслом древних черкесов и абхазов еще в античные времена. Этот промысел продолжался почти два с половиной тысячелетия! Подумать только: 25 веков пиратства и работорговли да еще в бурно изменявшемся регионе! Возникали и погибали государства, разрушались древние города, росло судоходство — но людей в море по-прежнему грабили, увозили в плен. Как пишет Ф. Дюбуа де Монперэ, «... можно считать, что несколько миллионов черкесов и абхазов было продано в рабство и вывезено морем за эти столетия. Во все времена древняя Зихия (Черкесия) была рынком рабов. Вот уже несколько тысячелетий, как это продолжается». Этим самым был необратимо подорван этнический потенциал будущей черкесской нации. Масштаб работорговли в Восточном Понте соизмерим с широко известным вывозом негров-рабов из Африки в США! Впервые в истории черкесы упоминаются одним из древнейших историков — Скилаксом, описывавшем в своих «Пропилеях» берега Понта (522 г. до н.э.). По его данным, каркеты (черкесы), натухаи (одно из черкесских племен — Е. Ш.) живут на Черноморском берегу от Анапы до г. Торикоса (древний город в Геленджикской бухте). На юго-восток от Геленджикской бухты жили ахейцы, а еще южнее — гениохи. Надо полагать, керкеты, натухаи, ахейцы — все это черкесские племена; гениохи — это древние абхазы. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своей «Политике» указывает на разбойничий образ жизни ахеян и гениохов. Он констатирует, что пиратская деятельность ахеян и гениохов очень велика и опасна не только для близлежащих районов, но и в масштабе всего Понта Эвксинского. Пожалуй, одно из первых упоминаний о пиратстве у берегов Кавказа и Крыма приводится в тексте Диодора, относящемся к 307-301 гг. до н.э. «... для защиты плавающих по Понту он (Эвмел) вступил в войну с варварскими народами, обыкновенно занимавшимися пиратством,— гениохами, таврами, ахеями и очистил от пиратов море...» Босфорский царь Эвмел, о котором пишет Диодор в своей «Библиотеке», был прославлен купцами всего Понта Эвксинского и получил заслуженную благодарность населения Боспо-ра за деятельность, направленную против пиратства. Последующие античные авторы пишут о пиратстве в Восточном Понте подробнее. Как свидетельствует Страбон (64-63 гг. до н.э.— 23-24 гг. н. э.), после Синдской области и Горгиппии (город на месте совр. Анапы — Е.Ш.), что на море, следует побережье ахейцев, зигов (3иги — искаженное слово «адыги» (самоназвание черкесов) и гениохов, лишенное большей части гаваней и гористое, так как оно является частью Кавказа. kamara.jpg Эти народности живут морским разбоем, для чего у них есть небольшие, узкие и легкие лодки вместимостью до 25 человек, редко — до 30 человек; у греков они называются камарами (рис. 6). (Камара по-гречески — крытая повозка со сводчатым верхом, сводчатая комната (Брашинский И.Б. // ВДИ,— 1973.— № 3.— С. 126). В примечании к «Географии» Страбона термин расшифровывается как «крытые лодки».) «... Снаряжая флотилии таких камар и нападая то на купеческие корабли, то даже на какую-нибудь страну или город они господствовали на море. Иногда им помогают даже жители Боспора, предоставляя свои корабельные стоянки, рынок для сбыта добычи. Когда они возвращаются в родные места, то при отсутствии корабельных стоянок им приходится на своих плечах переносить камары в леса, где они и живут, обрабатывая скудную землю. Когда же наступает время плавания, они снова несут свои лодки к берегу. Точно так же поступают они и в чужих странах, где им хорошо известны лесистые места; там они прячут свои камары, а сами пешком бродят днем и ночью, похищая людей для продажи в рабство. Похищенных они с готовностью предлагают отпустить за выкуп, извещая об этом после выхода в море их родных. В землях, подчиненных местным властителям, правители оказывают помощь жертвам насилия, они нередко в свою очередь нападают на разбойников и, захватив их камары, приводят назад вместе с экипажем. Области, подчиненные римлянам, более бессильны против этого зла из-за небрежения посылаемых туда правителей». Страбон обращает внимание не только на доминирование горских пиратов на путях купеческих судов, но, в первую очередь, на организацию пиратами масштабных экспедиций против приморских стран соседей и городов. «География» Страбона была закончена в 7 г. до н. э. Надо полагать, реальная ситуация на Северо-Западном Кавказе и рассматривается Страбоном. Древнеримский историк Публий Корнелий (55-120 гг.) пишет вновь о пиратах: «Варвары с удивительной быстротой понастроили себе кораблей и безнаказанно бороздят море... Когда море бурно и волны высоки, (на камарах) поверх бортов накладываются доски, образующие что-то вроде крыш, и защищенные таким образом барки легко маневрируют». Тацит довольно подробно описывает эти корабли с узкими высокими бортами; корпус их расширяется ко дну. При сооружении камар не использовались металлические (железные, медные) скрепы. Корабли были очень маневренны. Они могли двигаться в любом направлении, так как имели заостренные носы с двух сторон. В силу этих же причин суда могли причаливать к берегу и быстро отчаливать в случае бегства. Разумеется, «легко маневрирующие в бурном море барки» могут быть описаны только в историческом сочинении. Надо побывать в штормовую погоду на Черном море, чтобы представить себе маневрирование на таких лодках среди волн. Только отчаянные люди могли решиться на такие плавания. И такие отчаянные люди находились. Камары хозяйничали, таким образом, на морских коммуникациях, но не только на морских коммуникациях. Так, Плиний описывает, как генио-хами в середине I в. н. э. был разграблен богатейший город Питиунт. Во времена боспорского царя Асандра (47-17 г. до н.э.) в Пантикапее соорудили в память о морской победе, очевидно над пиратами, храм Афродиты Навархиды (судоначальницы). О морских победах свидетельствуют и изображения богини победы Ники на носу корабля на боспорских монетах того времени. Других морских войн, кроме войны с пиратами, Асандр не вел. Овидий в одном из своих «Писем с Понта» пишет, что гениохи и ахейцы свободно бродят по восточной и южной части Понта и проникают на западный берег. Иными словами, речь идет о далеких рейдах пиратов за многие сотни миль. И. Б. Брашинский предполагает, что и ранее, вплоть до IV в. до н.э. такого рода рейды были вполне вероятны! Не случайно Овидий с ужасом говорит о пиратах Восточного Понта: «... Воют псы у чресла чудовищной Скиллы. Но гениохский пират для морехода страшней. Трижды воду хлебнет и трижды извергнет Харибда, но не равняйте ее с грозной ахейской ордой». Арриан, подготовивший «Перипл Черного моря» по заданию императора Адриана (117-138 гг. н. э.), вновь упоминает зигов, хотя и не касается их пиратской деятельности. Ни один луч света не пронизывает историю черкесов на протяжении VII, VIII и IX вв.,— так патетически восклицает Ф. Дюбуа де Монперэ. От себя добавлю, что данных о черкесах и об их морском разбое очень немного и в документах III-V вв. Лишь грузинская летопись и Прокопий Кесарийский сообщают о завоевании Абхазии грузинами и о взаимоотношениях Абхазии с греками. Но вот в рукописи византийского императора Константина Багрянородного, написанной в середине X в., черкесы упоминаются. Подробнее описывает черкесов («кешеков») (Кешек — по-персидски значит «гордый», «надменный».) современник Константина Массуди (943 г. н.э.). Они живут недалеко от Трапезунда, страна их неприступна. Их соседями на юге являются абхазы. В Трапезунд они плавают в своих галерах. Массуди перечисляет и основные товары черкесов — это рабы и ткани. Он восхваляет красоту черкесских мужчин и женщин, как бы объясняя этим работорговлю. В XI-XV вв. черкесы тяготели к грузинским царям, хотя прибрежные племена фактически были независимыми. В XIV-XV вв. черкесы, несмотря на господство кораблей Генуи и Венеции на море, очень часто перехватывали итальянские и другие купеческие суда в районе Керченского пролива и на пути к западу от Черкесии. Разовый доход пиратских захватов мог достигать 50 000 асаров. Известен эпизод (1290 г.), когда итальянскому капитану Лаваджио, командовавшему галерой правителя Ирана, удалось отбить у пиратов в заливе Джубги товары, награбленные у армянских и греческих купцов. Генуэзец Георг Интериано в 1551 г. описал джихов, как он именует черкесов: «... Зихи, называемые так по-итальянски, гречески и латински и известные у турок и татар под именем чиаркасы (Ciarcasi), сами называют себя одыгами. Они обитают по всему азиатскому морскому берегу от Тана, или Дона, до Босфора, называемого в наши дни Босперо, «устьем» святого Иоанна, «устьем» моря Забаш (Керченский пролив — Е. Ш.); они распространяются затем вдоль берега моря, к югу, до Самитовой бухты... и граничат здесь с Авогазией, составляющей часть Колхиды. Весь этот морской берег вместе с береговой линией Палуса, имеет приблизительно 500 миль длины, распространяясь вглубь страны на восток на расстояние не более пяти дней пути. Они населяют эту страну, не имея ни одного места, которое было бы защищено стенами». Интериано описывает социальное расслоение общества и, в частности, отмечает, что когда молодой дворянин возмужает, «... вся жизнь его становится одной непрерывной охотой за дикими и, в особенности, домашними животными и даже человеческими существами». «Большая часть их страны болотистая и покрыта камышами и тростником. У них (т.е. у дворян — Е.Ш.) есть свои тропинки и потайные проходы, по которым они тихонько пробираются грабить бедняков крестьян и похищать у них не только скот, но и детей на продажу... Большую часть рабов отвозят в Каир, где они из самого низкого состояния выдвигаются иногда на первые места и становятся первыми вельможами нашего века — султанами, адмиралами и т.д.». Примерно в это же время венецианский посол в Персии в донесении от 25 июля 1572 г. сообщал, что черкесы-христиане вышли в море на 24 кораблях, разграбили все население за 300 миль от города Конья, увели женщин в плен. 6 вооруженных галер были отправлены султаном Селимом с приказом охранять города Анатолии. Впрочем, не только черкесы были известны в Восточном Понте пиратскими подвигами. Набегами и морским разбоем в XVII и XVIII вв. на Кавказе и в Малой Азии славились и абхазы. Французский путешественник Жан Шарден, посетивший Монперэ в 1672 г., пишет о появлении у берегов этой страны барков черкесов и абхазов, захвативших множество судов. Итальянский доминиканский монах, побывавший в 1673 г. в Абхазии, сообщает, что абасы (т. е. абхазы — Е. Ш.) неграмотны, они считаются христианами, но не исполняют никаких христианских обрядов. Жители — величайшие разбойники. ...Мелкие абхазские суда бороздили иногда не только пенистые воды Восточного Понта, но и волны Босфора. «Смелость их набегов знало все Черноморское побережье. Они нападают, не разбирая, и на горские, и на грузинские, и на турецкие области. Главной целью их набегов было как можно более захватить «человеческой» добычи — пленников; женщинами потом заполнялись турецкие гаремы». «Две абхазские галеры, нагруженные людьми, пересекая Сухумскую бухту на всю ее ширину, быстро шли на веслах по направлению к мысу Кодор. Мы (речь идет о шхуне «Вестник» — Е.Ш.) тотчас получили приказ отправиться за ними в погоню и снялись с якоря в полночь после восхода луны; но ветер был такой слабый, что в течение всей ночи мы не смогли обогнуть мыс (от Сухума до мыса считают двенадцать миль). Обогнув его на другое утро, мы увидели маленькое торговое судно; люди, находившиеся на нем, перешли к нам, выражая безумную радость по поводу нашего прихода. Две абхазские галеры остановили их за мысом: разбойники бросились грабить груз и ранили несколько человек; они переправили уже в одну из своих галер бочку вина и отняли у шкипера тридцать рублей серебром, когда внезапно радость их была омрачена, так как над краем мыса показался кончик нашего паруса...» «Броситься в свои ладьи, налечь на весла и ... исчезнуть — было делом одного мгновения. Не прошло и часа с тех пор, как они взялись за грабеж этого маленького судна, и от них не осталось и следа; они исчезли в устье реки Кодора, замаскированном роскошными лесами, куда они, по своему обыкновению, втянули за собой свои галеры». Кто же были эти пираты, эти разбойники, которые приблизительно в числе ста двадцати человек находились в этих галерах? Это были три князя из окрестностей Суук-Су, друзья Михаил-Бея (правителя Абхазии — Е.Ш.) вместе с абхазами из Бамбора, большую часть которых узнал шкипер, сам абхаз по происхождению! Нужно ли добавлять что-то к этому описанию? Грабежом занималась абхазская дворянско-феодальная верхушка! Море играло в жизни черкесов и абхазов большую роль. Черкесские и абхазские князья имели целые флотилии, вели постоянные войны с грузинскими правителями, в частности с князем Даджани, одержали много побед в сражениях с мингрелами. Турецкие историки описывают многовековые морские сражения абхазов с турками, в частности в XVIII в. В истории черкесов чередой проходят войны с татарами. В 1705 г. черкесы разгромили стотысячное татарское войско. Кучук-Кайнарджийский мир в 1774 г. оставил туркам только две крепости — Анапу и Суджук-Кале. Центром всех турецких интриг за влияние на черкесов стала Анапа. В конце XVIII в. занесенная турками чума погубила две трети черкесского населения. Все эти годы образ жизни прибрежных черкесских племен не менялся. Как и прежде, многие столетия выходили черкесские камары в море, занимаясь морским и прибрежным разбоем. Во времена античности бывали периоды, как, например, в период царствования боспорского царя Евмела, когда военный флот вел успешную борьбу с черкесским пиратством. Для Боспорского царства, жившего в античные времена за счет морской торговли с греческими колониями на Черном море и с Афинами, безопасность торговых путей была задачей первоочередной. Проходили годы, свергались династии, было уничтожено где-то в IV в. нашей эры Боспорское царство. Пиратство сохранилось. В труднодоступной естественной крепости Кавказских гор черкесам удалось остаться в стороне от движения огромных масс кочевников, сохранить традиции пиратства и работорговли. Во вред себе, во вред будущему нации работорговля продолжалась. Как прежде, вытаскивались в устьях рек легкие лодки. Впрочем, некоторые изменения произошли. Лодки брали теперь не 25-30, а почти 70 человек-воинов, и они превратились в легкие галеры. Мачт на галерах нет, паруса никогда не ставятся. По сигналу старшего одетые в серые войлочные плащи, войлочные шапки и холщовые панталоны воины хватают весла и устремляются к галерам, перетаскивают их через устьевые мелководья рек. Бритые, с единственной черной прядью волос головы блестят от пота; черные бороды, глубоко сидящие и фанатично горящие глаза устремлены в сторону моря, где показалась добыча, лица с правильными чертами и выступающими подбородками мрачны и решительны — таков экипаж каждой галеры. Из 60-70 человек экипажа гребут две трети. Остальные готовы к бою. Все они хорошо вооружены. Оружием черкесы гордятся. Оно всегда современно, оно всегда в хорошем состоянии. Будь то ружье, будь то шашка или кинжал. Холодное оружие часто украшено узорами черненого серебра. Экипаж каждой галеры готов к абордажной схватке с экипажем торгового судна. Он готов и к нападениям на береговые цели, и к многочасовой гребле. С этими отчаянными мрачными удальцами трудно бороться. Они вездесущи и неуловимы. Родные горы прячут и пиратов, и их лодки. И так — века. Горе зазевавшемуся торговому судну. Галеры мчатся быстро, паруса и ленивый ветер далеко не всегда спасают купца и его команду. Особенно был знаменит своими пиратами район современного Туапсе — Ма-майская бухта. Эта своего рода черноморская Тортуга — как бы центр черкесских корсаров в течение многих веков. Ф. Дюбуа де Монперэ утверждает, что в тридцатых годах XVIII в. черкесские племена — шапсуги, убыхи, саши (иначе сахи) могли снарядить сорок галер! Галеры такой «эскадры», выдвигаясь из-за крутых сланцевых гор Мамайского мыса, вызывали шок у проходящих купеческих судов уже одним своим появлением!

***

Ожидаете с волнением переезда на новое место? Прочитайте, какие впечатления вызвал Калининград у пользователей сайта http://nesiditsa.ru/city/kalinigrad. Вы узнаете много интересного и полезного из статей, которые помогут вам намного быстрее адаптироваться на новом месте жительства. Также много полезной информации есть и для тех, кто просто любит путешествия по России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*