Большие Тайны Большого Каньона Крыма

Этой красоте два миллиона лет. Чудо природы завораживает, скалы Сторожевая, Сосновая, Четвертая, Пятая, Трапис вызывают трепет. Глубина этой крымской гордости Украины – 320 м, длина ущелья – более 3 км! Невероятно, но долгие века о Большой каньон, крупнейший в стране, практически никто не знал. Только местные пастухи. Только с XX в. (!) Эта местность наконец начинает привлекать путешественников. Однако здешние. места сразу обросли и множеством легенд, главная из которых – это место ночного шабаша шайтанов.

Загадка, но открыл ущелье совершенно случайно ученый-краевед Иван Пузанов. «Летом в 1923 году я путешествовал по плато со своим другом, астрономом Симеизской обсерватории Альбицьким. Мы начали подъем на высокий массив Бойко, давно интересовал меня. Потеряли нужное направление и с наступлением темноты были вынуждены заночевать в крайне неудобном месте, на краю водоема.

Проснувшись утром, мы убедились, что ночевали почти рядом с тропинкой. Облазив массив Бойко, мы решили идти прямо на Ай-Петри. Получилось, однако, так, что на Ай-Петри мы попали только поздно вечером. Прошагавши полчаса, мы вдруг оказались на краю бездонной трещины, протянувшейся параллельно плато. Заглянув с замиранием сердца в ту бездну, которая преградила нам путь, мы увидели, что на дне ее течет река. Противоположный край трещины был также абсолютно отвесный, как тот, на котором мы стояли. Напрямую к нему было не более чем 200-250 метров. Через бездну, разделяющую нас, со свистом проносились стрижи. “Так, около локоть, да не укусишь, – философски сказал мой спутник. – Ничего не поделаешь, надо обходить эту проклятую щель или искать переход через нее”.

Мы пошли вдоль каньона дорожке, взяв направление на Бахчисарайское шоссе. Никакого перехода мы, конечно, не нашли »… Уже следующим летом сюда отправились ученые – друзья Пузанова. «Выбрав своей стоянкой экскурсионную базу в Соколином, мы прошли всем правым берегом каньона, спустились вглубь его, побывали на мысе Трапис и в коровьем пещере. Летом 1925 ко мне в Симферополь пришел сотрудник отдела охраны природы при Голов-науке и попросил дать ему указания для проведения в каньоне киносъемок. Я согласился сопровождать экспедицию. Снятая лента в свое время с успехом демонстрировалась во всех кинотеатрах Советского Союза. К сожалению, оригинал фильма сгорел во время пожара кинофабрики. Но каньон уже стал чрезвычайно популярным среди крымских экскурсоводов и туристов ». Остался он таким и до наших дней.